Найти тему
446 подписчиков

Река Корелка, деревни Большие и Малые Карелы, бывший Николо-Корельский монастырь - эти название говорят о присутствии в древности в устье Северной Двины племени корела (предков современных карелов). Но где Архангельск и где Республика Карелия - что может их связывать? Нахождение зооморфных украшений: подвесок, бляшек, бубенчиков, колец и др. предметов в Подвинье не является редкостью. Эти находки указывают на финно-угорские племена, которые проводили попытку заселения Севера в начале нашего тысячелетия, ещё до прихода на эти территории славян. Прибалтийско-финские народы были пришлым населением, которое занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Порой их путают с чудью белоглазой, которая являлась, хоть и близким, но совершенно другим народом, которые ученые условно называют северофиннами. Основываясь на археологических находках, время заселение составляет 11-13 века. Сейчас трудно утверждать, какие именно племена раньше жили в местах, где сейчас стоят Архангельск, Холмогоры, Матигоры или Шенкурск, но народ корела известен по новгородским берестяным грамотам с 11 века. С этого же века корела ведет активное сотрудничество с новгородцами, которое привело в 13 веке к полному подчинению их Великому Новгороду. Возможно, карельская колонизация Подвинья на поздних этапах велась параллельно (или совместно) с новгородской колонизацией. Славянские и финно-угорские поселения 12-13 столетия на Русском Севере находились рядом, чересполосицу. По данным археологических раскопок можно судить, что жители этих поселений жили в мире: в селищах этого периода нет защитных стен, а обнаружение украшений и предметов, относящихся к разным культурам в одном месте, говорит о тесном общении. Но куда исчезли народы прибалтийских финнов? Вероятно, просто произошла ассимиляция, которая привела к этническому появлению севернорусской историко-культурная группы русского народа. Процесс был постепенный. Так новгородцы с 13 века рассматривали корел как вассальных граждан Новгородской республики. В 1227 году происходит крещение карел Приладожья. Дальше делом просвещения занимались монахи Валаамского монастыря уже на отдалённых территориях. Можно допустить, что в начале 15 века (ок. 1410г.) преподобный Ефимий Карельский на этой миссионерской волне появился в Нижнем Подвинье. Здесь он крестил местных карел и основал Николо-Корельский монастырь (ок 1418 года). Исторических сведений о преподобном не осталось, только предания, поэтому это только предположение. Но с этого времени упоминания о чудских (финно-угорских) племенах на Севере постепенно исчезают. Вместо новгородцев и чуди появляются северяне, которые именуются себя по месту жительства: двиняне, онежане, каргопольцы и т.п. Прибалтийские финны растворились в славянской северной культуре, но память о их местах проживания сохранилась и продолжает существовать по сей день.


Фото: Финно-угорские украшения 11-12вв. найденные недалеко от Архангельска (с. Заостровье)//Беломорские чтения. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Выпуск 2.С.74
Река Корелка, деревни Большие и Малые Карелы, бывший Николо-Корельский монастырь - эти название говорят о присутствии в древности в устье Северной Двины племени корела (предков современных карелов).
2 минуты