7303 подписчика
Белые розы — эмблема наивности
В рамках программы просмотра странных фильмов одолел фильм «Ласковый май». С трудом, но одолел. Фильм не странный, он никакой. Даже не то что доброго слова не стоит - там реально просто не о чем говорить. Все как у Ильфа и Петрова: "Шура Балаганов немного занудно пересказал брошюру "Мятеж на "Очакове". Извините, книжку Андрея Разина "Зима в стране Ласкового мая".
Фильм - давняя и неудавшаяся попытка срубить себе немножко денег на обострившейся ностальгии, культурная значимость его где-то между сборным концертом «Легенды Ретро FM в «Олимпийском» и реанимационным проектом «Суперстар» телекомпании НТВ.
Но я вдруг понял, что история группы «Ласковый май» в сознании людей стала чем-то большим, нежели просто примером мимолетности приходящей славы.
Что-то ее выделяет из сонма громко прогремевших, но столь молниеносно канувших в небытие тогдашних групп и артистов, всех этих «Технологий», «Фристайлов» и «Маленьких принцев».
Надо признаться, что сам я гулявшую по стране «маеманию» упустил. Не пропустил – пропустишь тут, когда из каждой форточки «Закат закончил летний теплый вечер» — а именно упустил, не проникся. Не из-за презрения и высокой музыкальной культуры, как большинство моих коллег – отнюдь, просто пиковый взлет группы совпал с моей демобилизацией из ВС СССР, и меня тогда занимали проблемы поинтереснее полуобнаженного торса Юры Шатунова.
Но чем больше влезал в ту давнюю историю, тем яснее понимал: взлет и падение «Ласкового мая» и впрямь не случайно застрявший в людской памяти курьез перестроечных лет — это действительно историческая веха.
Одно из тех событий, которые и разделяют хронологию в будущих исторических исследованиях на «до» и «после».
На мой взгляд, эпохальность истории «Ласкового мая» состоит в том, что она оказалась зеркалом.
В ней, как в капле, отразился весь тогдашний мир.
История, показанная в фильме, конечно же, имеет весьма слабое отношение к реальной истории «Ласкового мая». Это, скорее, рождественская сказка о детдомовцах, ставших миллионерами, и не случайно продюсер фильма Ефим Любинский на пресс-конференции честно признался, что про реальность никто смотреть бы не стал – слишком уж мрачная и чернушная история. А Юра Шатунов после просмотра заявил: «Если снимать картину, полностью основанную на реальных событиях, получится очень грустное авторское кино, ведь все происходило совсем не так сказочно и безоблачно, как нам бы хотелось».
Но мне, признаюсь, очень хочется, чтобы когда-то об этом все-таки сделали фильм.
Фильм о трагедии поддавшейся искушению страны через трагедию группы, ставшей последней любовью Советского Союза.
Эта история ведь не про участников «Ласкового мая». Это про нас всех, живших в то время великих надежд и невиданных карьер, время видеосалонов, китайских пуховиков, кооперативов, «Ламбады», программы «Взгляд», рэкетиров, рассекреченных писателей в толстых журналах и растерянных милиционеров с пустой кобурой.
Чем мы, по большому счету, все — от академика до дворника — отличались тогда от этих наивных детдомовских пацанов? Нам тоже обрыдло жить в серой скучной сытости, мы тоже хотели чего-то яркого и светлого. Мы все кричали «так жить нельзя», мы все были убеждены – будущее светло и прекрасно, стоит лишь отряхнуть прах с наших ног. Пусть сейчас плохо, пусть нет законов, и бесы пляшут уже не таясь – дальше обязательно все будет хорошо, надо лишь потерпеть. Это не «Ласковый май» пел, это время манило нас блестками курточки Юры Шатунова.
Время, время… И мы в этом времени – наивные и алчные, растерянные и безжалостные, сентиментальные и предельно прагматичные, верящие в себя и не верившие никому.
"Кто выдумал вас растить зимой, о белые розы,
И в мир уводить жестоких вьюг, холодных ветров?".
Впрочем, сегодня, оглядываясь, я вспоминаю строчки из песни про другие белые цветы: «Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда…».
___
Подписывайтесь на канал!
3 минуты
21 декабря 2022
206 читали