Найти в Дзене

👆 Сразу так и не разберешься, что перед нами такое: голова какого-то чудища пристроена к замку, во рту какая-то чертовщина творится... Первое, что приходит на ум — Люцифер у Данте, который жуёт самых отъявленных предателей во льдах девятого круга ада. На самом деле, всё намного проще: перед нами, в прямом смысле, адовы уста!


Этот довольно часто повторяющийся мотив берёт свое начало в англо-саксонской иконографии и иллюминации восьмого века. Считается, что основа сюжета взята из пророка Исайи: «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою». Позже этот сюжет распространился и на материковое искусство.

Итак, перед нами вход в ад. Существуют две основные вариации по направлению движения грешников: в ад и из ада. Перед нами классический вариант во фронтальном изображении, когда грешники низвергаются в геенну огненную. Ещё бывает что из ада падшие души выручает Иисус Христос. В таком случае чаще изображение расположено "в профиль".

Иллюстрация взята из абсолютно выдающейся книги: Часослова Екатерины Клевской. Это — крупнейший памятник Нидерландской иллюминации, включающий в себя аж 157 таких вот шикарных миниатюр. Спасибо Екатерине, которая заказала себе его в честь своей свадьбы с герцогом Арнольдом в 1430 году.
1 минута
2317 читали