7298 подписчиков
Русалочка - детям до шестнадцати
Продолжаю просмотр неочевидных фильмов. «Рыбка Поньо» Хаяо Миядзаки стала едва ли не первым фильмом мэтра, принятым поклонниками с прохладцей - лента, дескать, получилась слишком простенькой и бесконфликтной, а Миядзаки-сан опопсел и ударился в какую-то сопливую диснеевщину.
Попробуем разобраться, насколько обоснованы претензии. Сюжет «Рыбка Поньо на утесе» напоминает сказку "Русалочка". Во глубинах океана в окружении многочисленных сестер живет некое существо с почти человеческим лицом и рыбьей конституцией. Папа у нее – не вылезающий из моря волшебник-мизантроп, мама – вообще морская богиня. Однажды Брунгильда (так зовут нашу героиню) неосторожно подбирается слишком близко к берегу и попадает в беду – пошло застревает в выброшенной стеклянной банке. Но пятилетний мальчик Сосукэ вылавливает узницу, освобождает из прозрачного узилища и забирает ее домой, намереваясь обзавестись домашним питомцем.
Против только морской папенька, который загрязняющих море людишек терпеть не может и быстренько устраивает похищение дочки и возвращение ее в родные пенаты. Вот только доченьке очень понравились и Сосукэ, и жизнь на свежем воздухе, и она решила стать человеком и перебраться на берег навсегда…
Вот тут-то и начинаются и цунами, и тайфуны, и наводнения, и прочее буйство стихий, эмоций и ситуаций…
Все это сделано с фирменной миядзаковской красотой и блеском. В этом не дают усомниться гигантские кистеперые рыбы девонского периода, проплывающие над знаком ограничения скорости, корабли с плавниками вместо винтов, воздушные пузыри, используемые то как скафандр, то как камера предварительного заключения, куриные ноги и гигантские свечки...
Да, перед нами все тот же Миядзаки, с его летающими свиньями и воинственными пенсионерками, все тот же кудесник струек пара, мотыляющихся шатунов, викторианских кринолинов, прыгающих чучел, чавкающих хряков, постукивающих призраков, пассажирских котов и летающего всего-чего-угодно – метел, дирижаблей и островов.
«Рыбка Поньо» — детское кино. Не универсальное – и взрослым, и детям, как обычно у Миядзаки, а именно детское, нацеленное исключительно на юную аудиторию и всячески это подчеркивающее. Столь яркой «возрастной нацеленности» за Миядзаки не замечалось со времен «Мой сосед Тоторо». А теперь ответьте мне на вопрос: почему всемирно любимый сказочник не делал подчеркнуто детских сказок столько лет? Да именно потому, что, собравшись делать детский фильм, Миядзаки не упростил, а усложнил свою задачу, усложнил до предела.
Сделать фильм, в котором каждая возрастная аудитория найдет что-то свое, гораздо проще, чем нацелиться исключительно на детскую аудиторию. Великие сказки для детей появляются гораздо реже великих романов – потому и живут на порядок дольше.
«Упрощение», — скажете вы. «Радость», — отвечу я.
Та самая радость детства, безграничное и тотальное счастье, которое с годами мы испытываем все реже, а вспоминаем все чаще. Помним ли мы, как это здорово: океан начинается от самого крыльца, рыбья мелочь поклевывает тапочки на ступеньке под водой, и надо спускать на воду что-нибудь плавучее и отправляться в далекую экспедицию?
Посмотрите этот фильм. Если вам повезет, вы на часок вернетесь в те времена, когда деревья были большими, а мир – удивляющим.
____________
Подписывайтесь на канал!
2 минуты
20 декабря 2022
196 читали