Найти тему

🎨 Иконография благословляющего святителя Николая в рост, в полном епископском облачении, сложилась в византийском искусстве в Х - XI вв. и получила широкое распространение в древнерусской живописи. Но, в отличие от древней композиционной схемы, в которой святитель на согнутой и покровенной омофором руке держит перед собой закрытое Евангелие, на Руси в XIV в. чаще встречается образ Николая-оранта (молящийся), с широко распростертыми и воздетыми в молитве руками, одной из которых святой благословляет, а другой - демонстрирует поднятую книгу. Такой вариант, восходивший к одному из чудотворных образов Николая, получил название «Зарайский». Данная икона 👇 представляет собой редкий для того времени византийский тип изображения святого, скорее всего ростовского, происхождения.

Примечательно, что именно во второй половине XIV столетия, изображения святого Николая иконописцы наделяются новым содержанием, на иконах присутствуют монашеские черты, напоминающие о духовных идеалах эпохи святого Сергия Радонежского. Созданный иконописцами образ, по сравнению с ранними изображениями, более мягкий и выразительный, присутствует особая душевность и аристократизм лика. Фигура святителя изысканно тонкая и, вытянутая, небольшая голова подчеркивает это, как и хрупкие руки. То, что образ ростовский, свидетельствует и колорит, построенный на сочетании коричневой краски, синего азурита, розовато-желтых оттенков охр и неяркой киновари. Именно в ростовских иконах встречаются похожее написание одежд с многочисленными «камнями» и «жемчугом».
🎨 Иконография благословляющего святителя Николая в рост, в полном епископском облачении, сложилась в византийском искусстве в Х - XI вв. и получила широкое распространение в древнерусской живописи.
1 минута