Найти в Дзене
18,2 тыс подписчиков

[History] - Identification № 1

В канун Нового года сложно выбрать тему, думаю лучшим выбором будет произвольная тема, которая никак не связана с праздником, чтобы не опускаться до банальности описания "Новогоднего боя", например, ))).
В тоже время под Новый год можно пожелать всем "не делать ошибок", особенно в военное время, ибо они часто приводят к трагедиям, как ошибки с опознаванием кораблей, о которых пойдет речь.

Интересно, что проблема "опознавания противника" и последующий парадокс "дружественного огня" - это современное достижение. Во время морских войн эпохи парусных кораблей практически не имелось случаев , когда корабли одного флота или дружественных стран ошибочно атаковали друг друга, а тем более топили. Действительно, бои велись на дистанции «пистолетного выстрела», и противники сближались друг с другом достаточно долгое время, что­бы внимательно все рассмотреть. Вообще думаю, даже при большом желании "замаскировать" фрегат, как это было в фильме "Хозяин морей: На краю земли" с Р.Кроу в роли британского капитана было бы очень-очень сложно. Даже если корпус можно было как то "загадить", то парусное вооружение и рангоут изменить сложно. Ну да ладно.

С появлением парового флота, особенно, к Первой Мировой войны положение измени­лось. Значительно возросли скорость и дальность стрельбы, сократи­лось время на принятие решения, так как морское оружие достигло такой разрушительной силы, что достаточно было нескольких попаданий для тяжелого повреждения или гибели корабля, особенно это относилось к торпедам. А для подводных лодок это стало ключевым обстоятельством.
И не удивительно, что именно подводные лодки чаще всего станови­лись жертвой ошибочной атаки. Они представляли слишком большую опасность для любых кораблей, к тому же ПЛ внешне бывали похо­жи друг на друга, и не удивительно, что нападавший стремился первым приме­нить оружие, пока субмарина не успела скрыться под водой.
Так уже в первом значительном сражении войны - Гельголандском бою (28.8.1914), где участвовали шесть английских лодок из 8-й флотилии, произошел досадный инцидент. Подводники не знали, что в район вышла 1-я эскадра легких крейсеров. В свою очередь, командир эскадры не знал о присутствии в районе своих лодок. В итоге КР «Саутгемптон» атаковал свою же лодку, которая смогла спастись только нырнув в последнюю секунду под корабль. После этого крейсера быстро ушли из опасного района.

Но так как активнее других новое оружие в морской воине использовали нем­цы, то они и открыли список лодок, потопленных по ошибке.
21 января 1915 года субмарина U22 лейтенанта Хоппе обнаружила у голландского побережья подводную лодку. Дав дважды опознава­тельный сигнал и не получив ответа, Хоппе атаковал цель. После взрыва из воды подняли на борт одного человека и тут-то выясни­лось, что была потоплена своя субмарина U7. Причем лодкой командовал лейтенант Кениг, лучший друг Хоппе. Считается, что свою роль сыграло то, что субмарины принадлежали к раз­ным флотилиям.

Подобные накладки были и в дальнейшем.
27 мая 1917 года у берегов Норвегии U19 решила атаковать большую ПЛ, посчитав ее английской. Но в самый последний момент капитан-лейтенант Шпис заметил на корпусе некоторые особенности, характерные для немецких лодок, и отказался от атаки. Даже опытному подводнику трудно было правильно определить тип корабля. Причина недоразумения была в том, что U19 принадлежала к Флоту Открытого моря, а подводный крейсер U155, возвращав­шийся от побережья Америки, подчинялся непосредственно МГШ. Соответственно U19 никто не оповестил о проходе сво­ей ПЛ.

Большое количество одновременно действовавших в море субмарин создавало немцам большие предпосылки для ошибки, но больше ни одна немецкая лодка не стала цель для торпед своей «соратницы» - как в Первой, так и во Второй мировой войне.
Вероятно, вопросы опознавания и связи далось решить достаточно эффективно, так что U7 стала единственной жертвой ошибки во флотах, противостоящих Антанте
Но так обстояло не всегда и не во всех флотах

Так что скоро продолжим...
Фото 1,2- U7
Фото 3- КР "Саутгемптон"
3 минуты
730 читали