1698 подписчиков
Царские врата всегда находятся в центре нижнего ряда иконостаса. Символически это врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное. В богослужении открытие врат символизирует отверзение Небесного Царства. Оно открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах изображается сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру. Хотя ранее существовала практика размещать на Царских вратах изображения ветхозаветного пророка Моисея и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого - авторов Божественной литургии.
Композиция на верхней части врат - иллюстрация текста Евангелия (Лк. 1, 26-38), она передает момент неожиданного появления архангела Гавриила, представленного широко шагающим, с поднятыми и широко расставленными крыльями, с высоко поднятой рукой - обращенной к Марии с благой вестью. Внимающая и кротко наклонившая главу Дева, поднятая на высокий подиум и развернутая в сторону вестника, изображена за рукоделием, эта традиция, так изображать Богородицу, сложилась под влиянием апокрифического «Протоевангелия от Иакова». У
Пресвятой Богородицы в руках веретено и киноварная нить, конец которой прижимает к груди Ее покорно поднятая рука. Изображение веретена и пурпурной пряжи, не обычная деталь, так символически подчеркнуто, что Богородица была девой искусной и благочестивой.
Размещенные в клеймах иконы сидящие евангелисты - Иоанна, Луки, Марка и Матфея всегда расположены в традиционной последовательности, они восседают лицом друг к другу, в драпированных красно-зеленых одеждах. Имена евангелистов вписаны в пышные барочные резные картуши на балюстрадах перекрытий. Представленные ниже Царские врата датируются XVII столетием👇
Отличительны здесь символы евангелистов, характерные для того века, они размещены непосредственно рядом с ними: на левой створке между Иоанном Богословом и Прохором восседает орел, держащий в клюве чернильницу, ниже - евангелист Лука с сидящим на столешнице тельцом; на правой - ангел обращается к задумавшемуся Матфею, а внизу перед Марком восседает лев.
Источниками образов четырех апокалиптических животных были тексты пророка Иезекииля (Иез. 1, 10) и Иоанна Богослова (Откр. 4, 6-7), описывающие существ, сопровождавших грозное явление Бога и подобных человеку, льву, тельцу и орлу. Как символы
цетырех евангелистов они были истолкованы в творениях Отцов Церкви, особенно в сочинениях Иринея Лионского, который объяснил уподобление животным особенностями каждого из евангельских повествований: человек (ангел) должен олицетворять Матфея, так как его текст начинается с человеческого родословия Христа, лев - Иоанна, потому что в его Евангелии провозглашено происхождение Христа от Бога Отца, телец - Луку, означая страстной характер его текста, жертву, орел - Марка, именно его Евангелие особо исполнено Святого Духа. Отмечу, что традиция изображения символов, нарушается со второй половины XVII века, когда на Русь проникает европейская иконография, под влиянием которой льва присваивают Марку, а орла - Иоанну, согласно толкованию этих символов Иеронимом Блаженным, принятому в Западной церкви. Это изменение иногда связывают с решением Собора 1654 года, но среди его постановлений такое указание отсутствует. До этого года символы были распределены так: Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.
✨Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов, середина XVII в., Ярославль👇
2 минуты
30 декабря 2022