Найти тему
82 подписчика

“Международный междусобойчик” по пятницам – 1

#международныймеждусобойчик

“Бремя белого человека”: сложности Афро-Американского диалога
Часть I.

На уходящей неделе центр геополитики сместился в Африку: в Вашингтоне прошел саммит США — Африка, очевидной целью которого было усилить политическое влияние Штатов на Черном Континенте.
Последний саммит США – Африка состоялся 8 лет назад, с тех пор существенно усилилось влияние КНР и РФ к югу от Сахары пропорционально ослаблению авторитета и возможностей Франции; западная дипломатия, включая американскую, сохраняет влияние в средиземноморском регионе, но там ей приходится сталкиваться со все четче проявляющимися интересами России и Турции; отдельно можно указать растущую инвестиционную активность Индии.

Проблема Вашингтона состоит в том, что Штаты мало что могут предложить Африке. Так, президент Джо Байден торжественно пригласил Африканский союз присоединиться к G20 в качестве постоянного члена, а также объявил, что в следующие 3 года США выделят $55 млрд. помощи.
Африканский союз и так представлен на всех саммитах G20, теперь, возможно, гостевой статус сменится на постоянный, но что это конкретно даст африканским странам? Разве что моральное удовлетворение от равенства статусов с ЕС, который изначально является постоянным членом G20.
Что касается финансовых щедрот, то выделяемые $55 млрд. – это чуть больше $18 млрд. в год на 1,4 млрд. населения или менее $13 “на нос”.
Со своей стороны, бедные страны Африки физически не могут участвовать в продвигаемой лично Джо Байденом программе по борьбе с изменением климата.
Дрова и уголь – важнейшие энергоресурсы континента, а, например, власти Демократической Республики Конго вынуждены продавать огромные участки тропических лесов нефте- и газодобывающим западным компаниям ради наполнения бюджета.
С точки зрения африканских экспертов, именно развитые страны долгое время были главными источниками выбросов парниковых газов и сыграли ключевую роль в развитии климатического кризиса, который теперь они пытаются решить за счет стран третьего мира.

В интервью Fox News Digital старший научный сотрудник Африканской программы Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Кэмерон Хадсон заявил: “Очевидно, Соединенные Штаты играют в догонялки в Африке, пытаясь не отставать от других держав, которые видят в Африке массу возможностей”.
При этом Вашингтон не оставляет попыток дискредитировать догоняемых.
Советник по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан заявил: “продовольственная безопасность и устойчивость продовольственных систем являются критически важным вопросом для наших африканских партнеров, которые непропорционально сильно пострадали от роста цен на продукты питания и удобрения и от сбоев в глобальных цепочках поставок в результате действий России на Украине”.
Однако, в Африке бытует точка зрения, что проблемы с продовольствием для континента возникли не из-за самих военных действий на Украине, а в результате введенных антироссийских санкций, в т.ч. – в отношении продукции АПК и азотным удобрениям. По признанию самих же американских экспертов, часть африканских стран заняла нейтрально-доброжелательную позицию в отношении СВО в обмен на поставки зерна.
Что касается КНР, то в канун саммита США – Африка в Вашингтоне в очередной раз вспомнили о традиционном обвинении в адрес Пекина – “долговой ловушке”.
Опровергать этот тезис на публичных дебатах взялся лично посол КНР в США Цинь Ган. Кроме столь же банального контр-тезиса “инвестиции и финансовая помощь Китая Африке – это не ловушка, а благо”, посол сослался на июльский отчет британской благотворительной группы Debt Justice, согласно которому сумма долга африканских стран перед западными частными кредиторами в 3 раза больше долга перед Китаем, а процентные ставки по этим кредитам вдвое выше, чем по китайским.
3 минуты