Найти тему
62 тыс подписчиков

Старинные вокзалы Москвы, которые сохранились до наших дней. Что в них находится сейчас?


А вы когда-нибудь проезжали МЦК Спортивную? Обращали внимание на это здание? Лучше всего его рассмотреть с противоположной улицы, очень красивую подсветку сделали для вечернего времени, но сейчас зимой ее можно увидеть и утром (последнее фото сделано сегодня утром).

Меня это здание заинтересовала и я стала искать информацию.
Оказывается, это бывшая станция «Воробьевы горы»

На рубеже XIX—XX веков для разгрузки развивающегося московского железнодорожного узла было принято решение построить кольцевую линию железной дороги.
Новая железная дорога проходила лесами и болотами, иногда по дачной местности. Для пассажиров были построены вокзалы выполненные в едином стиле модерн, часть из которых сохранилась да настоящего времени.

На месте мцк Спортивная (а точнее напротив платформы мцк) ранее находилась станция Воробьевы горы, она была одной из крупнейших станций МК МЖД.

А на месте современного стадиона "Лужники", находились судоверфь и лесные склады.

Напротив Андреевского монастыря (кстати, очень рекомендую вам прогуляться в этом районе от здания «Академии наук») находился военный завод "Союз", выпускавший авиационные двигатели и также имевший систему подъездных путей.
В сторону центра города шли подъездные пути к заводам "Каучук" (по его трассе проходит современная улица Ефремова) и к фабрикам на Саввинской набережной. Про этот завод как-нибудь сниму видео, так как кое-что из архитектуры сохранили и удачно вписали в современный облик Москвы (последнее фото)

Сейчас здание занимает транспортная прокуратура.

Станция "Воробьевы горы" располагалась на территориях Хамовнического поля и бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю. Архитектор здания станции А. Н. Померанцев

Так как железнодорожные пути проходили в непосредственной близости от Москвы реки, была создана искусственная насыпь - это обезопасило от возможного подтопления при разливе реки. В результате, насыпной уровень путей поднялся над первоначальным уровнем земли на несколько метров.
Архитектор А.Н. Померанцев совместно с инженером С. Карейша разработали индивидуальный проект двухэтажного здания вокзала и платформы с пассажирским дебаркадером.

Дебаркадер представлял собой ажурный металлический пешеходный мостик консольной системы. В современном оформлении на нем можно увидеть расположенные по периметру фонари (6 фото). Изначально, эти фонарные столбы служили опорами (7 фото) для навеса пассажирского дебаркадера, а после его демонтажа стали использоваться как фонарные.

Большое здание вокзала позволило совместить в нем практически все станционные постройки.
На первом этаже располагались квартиры начальника станции и двух его помощников, а также багажное отделении.
В боковых фасадах здания находились дополнительные выходы на улицу. С левой стороны была лестница, ведущая к подвалу, а с правой - дополнительная винтовая лестница, которая вела ко всем этажам и, вероятно, служила как еще одна пожарная.
Внутри здания с первого на второй этаж вела четырехъярусная лестница с изящными узорными чугунными перилами. На втором этаже находились пассажирские залы с выходом по дебаркадеру к платформе. В одной половине здания находился зал для I и II классов пассажиров, а также единственный на всей Московской Окружной ж.д. буфет. В другой половине – зал для III класса, контора начальника станции и телеграф.

«здесь мы видим арочные окна, украшенные пилястрами с замковым камнем, центральное доминантное окно, обрамленное архивольтом, легкую рустовку цокольного этажа, два ризалита, которые завершаются двускатной крышей с люкарнами и декоративными шпилями (один шпиль, со стороны путей, в настоящее время утрачен). Центральное арочное окно подъездного фасада подчеркивается изогнутой линией карниза, а карниз боковых частей здания поддерживается декоративными ажурными консолями. Фасады со стороны подъезда и со стороны путей симметричны, кроме центральной части, где в связи с размещением дебаркадера, отсутствует доминанта арочного окна»-комментирует архитектор.
3 минуты
1203 читали