Найти тему
34 подписчика

Третьего дня зашел спор с товарищами, что же первично теория (модель) или практика его применения в реальности.


На мой непросвещённый взгляд первичной является теория.
Теория (модель) состоит из мозаичных осколков реальности, которые проходя через рефлексию человека (мыслителя), обрастают «мясом» взаимосвязей, увязок, правил и исключений. И уже когда сформировано жизнеспособное тело модели, оно пробует «пожить» в мире со всем его многочастичным взаимодействием. И только после того как модель не рассыплется в прах под влиянием жестокой действительности, модель может начинать считаться устоявшейся практикой.

Вот, например можно вспомнить арабского средневекового ученого и политического деятеля Ибн Хал(ь)дуна (27.05.1332 — 17.03.1406 гг). Полное имя - Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадрами. Это не я такой умный, а википедия.

Давайте посмотрим цитаты данного ученого мужа, ровесника Куликовской битвы (1380 г), началу правления Ивана Калиты на Московском престоле (1325 г), началу "Черной смерти" (Чума, 1346 г) и войне Тимура и Тохтамыша (1390 г).

Дело, принадлежащее ответственным и организованным торговцам, в конечном итоге превзойдет дело, принадлежащий богатым правителям.

Правительство — это институт, который предотвращает несправедливость, за исключением случаев, когда оно совершает само себя.

Человек - дитя обычаев, а не дитя его предков.

Срок жизни династии обычно не превышает трех поколений. Ведь в первом поколении все еще сохраняются характерные черты грубой, нецивилизованной сельской жизни, такие как тяжелые условия жизни, смелость, свирепость и партнерство во власти. Следовательно, сила Асабия сохраняется.
(Асабия — это термин, относящийся к социальной солидарности, где акцент делается на сплоченность и единство, групповое сознание, чувство общей цели и социального единства.)

На протяжении всей истории многие народы терпели физическое поражение, но это никогда не знаменовало конец нации. Но когда нация стала жертвой психологического поражения, это означает конец нации.

Когда цивилизация [население] увеличивается, доступная рабочая сила снова увеличивается. В свою очередь, роскошь снова возрастает в соответствии с увеличением прибыли, а обычаи и потребности в роскоши возрастают. Ремесла создаются для получения предметов роскоши. Ценность, получаемая от них, увеличивается, и, как следствие, прибыль в городе снова умножается. Производство там процветает ещё больше, чем раньше. И так происходит со вторым и третьим увеличением. Весь дополнительный труд служит роскоши и богатству, в отличие от первоначального труда, который служил жизненной необходимости.

И так далее и тому подобное. Можно обратиться самостоятельно к сочинению «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть». Есть переводы на русский язык.
Ибн Хальдун в XIV веке пытался выстроить общую теорию исторических последовательностей и социальных взаимосвязей, учитывая особенности общественной и экономической жизни людей на примере окружающих его народов. И в процессе этой работы пришел к выводам, которые на практике смогли притворить только к концу XIX – началу XX веков.
А если глубоко вдаваться в анализ текстов мыслителя, и учитывая первый перевод на европейский язык (французский) в 1837 году (Этьеном Катмером), вполне себе можно представить влияние книжной новинки на произведения одного немецкого автора. Он тоже говорил о «классификации профессий и видов работ». Когда одни работы считаются необходимыми, а другие избыточными. Необходимыми являются земледелие, ремесло и торговля. Самое «правильное» - земледелие, так как оно непосредственно связано с трудом. А самым «недостойное» занятие – торговля, ибо «даже в естественной ситуации ее главное средство - ухищрения и обман для получения прибыли - разницы между стоимостью купленного и стоимостью проданного».
3 минуты