104,8 тыс подписчиков
Зачастую начало постепенного развала Русской армии связывают с выходом приказа № 1 (1 марта 1917 года). Ведутся многочисленные споры на тему того, кто же был автором данного текста (меньшевики, внефракционные социал-демократы, солдатские массы). Я бы обратил внимание на иное: сам приказ солдатские массы (особенно в Петрограде) понимали по-своему. В приказе речь шла о выборных комитетах и политических свободах (безусловно, для регулярной армии — сомнительные вещи, мягко говоря).
Но на местах солдаты сочли такой приказ «недостаточно революционным» и начали уже от себя добавлять новые «пункты» (то есть морально были к этому готовы). Контролировать этот процесс было почти нереально. Если автором приказа была «солдатская масса», то она же и принялась «творчески углублять» сей документ.
«Несмотря на то, что в документе этого пункта не было, солдаты начали «чистку» своих рядов от офицеров, которых считали вредными, а некоторые воинские части самостоятельно выбрали себе командиров. Формально же эти действия Совет не признавал, что выразилось в разъясняющих Приказах №2 и №3, в которых специально подчеркивалось, что «приказ не установил, чтобы эти комитеты избирали офицеров для каждой части». С. Д. Мстиславский, вспоминал, что, вопреки тому, что подразумевали создатели документа, солдаты поняли приказ как «совершенную ликвидацию офицерской власти» и приняли его как новую армейскую конституцию...» (с) К. А. Тарасов. Офицерский вопрос в период Февральского восстания в Петрограде.
Такие расклады вызвали у многих офицеров стремление к популизму (а следовательно, поддержку революционных преобразований). Кстати, это тоже любопытный факт: зачастую выборными командирами еще в марте 1917 года становились все-таки именно офицеры, а не рядовые или унтера (и говорить о том, что солдаты/матросы направляли свой гнев против всех офицеров без разбора, тоже будет неверно). Тогда окончательного развала удалось избежать, на время.
Но стало ясно, что настоящие «хозяева России» отныне, в тот революционный период, — это именно вооруженные солдатские массы, более не являющиеся «покорным инструментом» своих офицеров (и власти) и вкусившие той самой «свободы» (но свобода для армии всегда губительна, это тоже факт — дисциплину и единоначалие до сих пор никто не отменял, к ним же в итоге пришли и в Красной Армии).
1 минута
14 декабря 2022
3014 читали