Найти в Дзене

«Соглядатай» В.В.Набокова: Приключения Каспера в Берлине. Часть 2


В этой вуайеристской повести действительно много комедии. Так, изображая человека, точнее духа, который намедни испробовал на себе силу заряженного револьвера, писатель замечает, что помимо этой оказии всегда есть ещё другие куда более неприятные обстоятельства, когда к примеру «занимать денег больше негде, а жить и курить нужно». Или спиритические сеансы Вайнштока, оправленные следующими диалогами:
Вайншток: Нашёл ли ты успокоение?
Ленин: Нет. Я страдаю.
Вайншток: Желаешь ли ты мне рассказать о загробной жизни?
Ленин (после паузы): Нет...
Вайншток: Почему?
Ленин: Там ночь.

И этот комический диалог, который Хичкок берет напрокат в «Семейном заговоре», симптоматически необходим. «Соглядатай» - не только сам рассказчик, занимающийся самовуаеризмом. Метафизическая одиссея неприкаянного духа оказывается отвлекающим маневром, а сам Набоков, мастерски меняющий оптику, мистификатором, показывающим фокус на арене своего цирка адинат. Потустороннее приключение призрака, что смотрит на себя вчуже и бесплотными ногами бороздит берлинские улицы, в свой призрачный дневник записывая впечатления умершего сознания, ирреальным способом все еще способного на жизнь, на поверку оказывается политической социалкой, где люди живут в вечном изнуряющем страхе перед настоящими, непризрачными соглядатаями. «Они всюду»: болезненно замечает герой, помещая и без того зыбкую сновидческую реальность в пространство загадочного детектива, который несмотря на свою жанровую принадлежность все же не даёт ответов на поставленные вопросы. Призрачность существования в том, чтобы умереть по-настоящему или в том, чтобы жить, не чувствуя собственной оболочки, что в сущности, одно и тоже? Или нет?
«Соглядатай» В.В.Набокова: Приключения Каспера в Берлине. Часть 2   В этой вуайеристской повести действительно много комедии.
1 минута