Найти тему

Заметки к ненаписанному роману Д.К. Джерома


После большого успеха «Троих в лодке», Джером Клапка Джером выпускает своё следующее творение, по духу смахивающее на предыдущий хит, однако в некоторых своих отправлениях все же посягающее на индивидуальность.

«Заметки к ненаписанному роману» (или «Как мы писали роман») - это занятный разговорный бадди-эпос, с виду смахивающий на комедию «О чем говорят мужчины?» или начало датского драмеди «Ещё по одной», только с одной важной сюжетной модуляцией. Зелёный змей здесь остается почти нетронутым, а упражняются герои не в алкоголизме, а в умении рассказывать истории, временами прерывающиеся довольно пристойными сентенциями.

Свой нарратив скучающий, страдающий экзистенциальным кризисом протагонист начинает с тёплой детской хроники, затем, вернувшись в настоящее, неожиданно находит покрытую толстым слоем пыли, исписанную тетрадь с надписью: «Заметки к ненаписанному роману». Для героя она и реликвия и портал в милое сердцу прошлое, в котором четверо друзей решаются написать роман и для обсуждения сюжета периодически устраивают собрания, венчающиеся пространными рассуждениями, странными историями и обычным дружеским трепом.

За одним столом собираются довольно колоритные, прописанные крупными мазками герои: искусный пустолай Макшонесси, страдающий пагубной привычкой давать такие же пагубные советы, щеголяющей своей «оригинальностью» Браун, нынешний литературный критик и по совместительству враг по цеху главного героя, мечтающий о литературной карьере Джефсон и сам рассказчик.

За их столом можно встретить и нативный для Джерома английский юмор, лессированный слэпстиком, и добротный дух непосредственности, создающий приятную атмосферу дружеской беседы, где ты не просто соглядатай, а пятый собеседник, оживленно слушающий очередную юмореску или важную историю из жизни.

Союз этих полярных по сюжету новелл, рассказываемых каждым из героев по очереди, сообщает книге если не разорванность, то как минимум недоумевающую время от времени эклектичность. В чашу «Заметок» Джером крошит и личную исповедь, и социальную критику, и горький экзистенциализм, и множество занятных коротких метров в духе SNL, каждый из которых - история о важном и ,как следует, заключающая ее мудрость, говорящая попеременно то в комедийном, то в драматическом регистре. В этом ротационном подходе основная специфика «Заметок» и главная причина, по которой они могут не прийтись по вкусу. И вроде бы обусловлено это хроматически буйное многообразие тем, что задушевный разговор друзей всегда о том, что и в жизни и хорошо и плохо, только вот чередующиеся контрастные эмоции все равно оставляют некое недопонимание, жалобно вопрошающее «зачем?».

На первый взгляд эта миловидная разговорная история, которая лишь маскируется под безобидную комедию с элегическими элементами, на деле горькая экзистенциальная драма об утрате дружбы, мечты и любви к жизни, которая при всей своей полулегкости/полусерьёзности и учит, и воспитывает, и тревожит, и смешит.
2 минуты