Найти тему
94,7 тыс подписчиков

Шведский архиеписком Олаф Магнус кем только не был: и картографом, и историком, и писателем, и дипломатом. Жил он в период с 1490 по 1557 год. В числе его работ есть и заметки о России той поры. Так как большинство его зарисовок - описания со слов других послов и путешественников, можно сделать вывод, что это время относящееся, в первую очередь к правлению Василия III (на фото), отца Ивана Грозного. Перечислим несколько занимательных моментов.

Во-первых, утверждает Магнус, что встречают послов в Москве неимоверно пышно. Большое значение придается даже внешнему виду тех, кто встречает иностранцев. Для этого, в состав правительственной компании приглашаются люди из числа простых. Буквально на улице находят обывателей с эффектной внешностью - с красивыми сединами или длинной пышной бородой, внешне достойных, рядят их в богатые дорогие одежды, размещают молча, но торжественно сидеть в благородном собрании. Цель была - произвести такое впечатление на гостей, чтобы они не подумали предлагать какую-нибудь ерунду.
Между тем, описанное выше представляется нам весьма сомнительным. Ну в чем была необходимость искать кого-то, если среди знати уж точно были люди и седые, и с бородами. А то, что они на переговорах сидели с непонимающим или отрешенным видом, да все время молчали - так это ни о чем не говорит. Иной раз и сегодня такие депутаты встречаются.
Другое наблюдение - это сбор больших толп низших дворян, служилых людей со всей округи на встречи и проводы иностранных делегаций, чтобы придать солидности и продемонстрировать могущество государя через такую поддержку народа. Тут, думается, Олафу можно и поверить. Собирать народ у нас умеют и практикуют.
Для того, чтобы послу предстать пред очи Великого князя Московского, приходилось пройти несколько пышно убранных комнат, в каждой из которых вдоль стен были скамьи, на которых размещались длиннобородые мужи.
Остановиться послу следовало не ближе, чем в 50 шагах от русского правителя.
И вот, что интересно. У нас то считается, что первым царем русским был Иван Грозный, а вот Василий III думал иначе. Описаны случаи, когда он отказывался принять грамоту от польского короля, если на ней было написано "великому князю", а "царю" не написано.
Сам же наш Василий сидел во время приема на своем троне в бархатном кафтане с жемчугом и драгоценными камнями. В руках у него был палица, верх которой золотой, а них серебряный. На голове колпак из самого ценного меха - меха черной лисицы.
И вот если вы иностранный посол и решили, что русский князь(царь) не столь важен для вас, а ваш европейский статус куда выше, то вы, разумеется можете устроить и показное непочтение. Но вас может постичь судьба посла одного из итальянских государей. Этот прибывший синьор (как он сам про себя считал) остался при Василии в шляпе своей. Ему подсказывали, снять пред государем её, а он ни в какую. Этот случай вошел, наверное, в учебники дипломатии той поры, потому как решением русского правителя было прибить гвоздем шляпу к голове посла, дабы уж точно никогда её не снял.
Магнус говорит, что многие потом допытывались у своих русских коллег, какая самая страшная пытка на Руси применяемая. Наши отвечали, что не применяется ничего страшнее, чем литьё на голову холодной воды. Швед и сам писал, что видимо русские чего-то не договаривают. Можно подумать, в Европе в те годы никаких пыток не было.
Шведский архиеписком Олаф Магнус кем только не был: и картографом, и историком, и писателем, и дипломатом. Жил он в период с 1490 по 1557 год. В числе его работ есть и заметки о России той поры.
2 минуты
2716 читали