12,1 тыс подписчиков
Власти Дагестана решили вернуть останки Хаджи-Мурата на родину
Власти Дагестана намерены активизировать работу по возвращению останков сподвижника имама Шамиля Хаджи-Мурата на историческую родину. Соответствующее поручение дал глава региона Сергей Меликов. «Сергей Меликов дал отдельное поручение по решению вопроса о возвращении останков наиба Хаджи-Мурата и других дагестанских воинов на историческую родину для достойного захоронения. Этим займется специальная рабочая группа под руководством председателя Общественной палаты РД», — сообщили в администрации главы региона. К этой работе также будут привлечены госсекретарь Дагестана Магомед-Султан Магомедов, представители регионального Миннаца и общественные деятели. «На этот важный вопрос обратили внимание дагестанские общественники, и я, конечно, полностью их в этом поддерживаю. Работа в этом направлении уже начата, и мы планируем довести ее до конца, чтобы останки дагестанских воинов были преданы земле в соответствии со всеми религиозными канонами», — отметил Меликов, чьи слова приводятся в сообщении.
История вопроса
Аварский военачальник Хаджи-Мурат Хунзахский (1816 − 1852) в ходе Кавказской войны был наибом (заместителем) Шамиля в течение десяти лет. Он погиб в апреле 1852 года при столкновении с отрядом горской милиции на территории нынешнего Азербайджана. Голову Хаджи-Мурата после его смерти отсекли и доставили в Петербург, в Военно-медицинскую академию, а в середине XX века передали в Кунсткамеру — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Тело военачальника было похоронено на месте его гибели местными жителями. В ноябре 2015 года Министерство культуры РФ создало межведомственную комиссию по координации деятельности, связанной с исследованием и перезахоронением останков Хаджи-Мурата. Как отмечают представители музейного сообщества, перед принятием какого-либо решения по черепу Хаджи-Мурата необходимо установить его подлинность, поскольку есть опасения, что во время перемещений экспонат мог быть неправильно идентифицирован и занесен в музейные документы, передает ТАСС. Существуют различные способы идентификации антропологических останков, в том числе сличение следов прижизненных травм, видимых на костях скелета, с жизнеописанием человека, сравнение прижизненных портретов с пластической или графической реконструкцией лица и головы по черепу.
1 минута
13 декабря 2022