106,1 тыс подписчиков
Иоаким Иоакимович Вацетис (1873 — 1938), бывший полковник старой армии, в 1918 году получил «стремительный карьерный рост»: из командира Латышской стрелковой дивизии он превратился в Главнокомандующего всеми Вооруженными силами РСФСР, почти на целый год (сентябрь 1918 года — июль 1919 года). Впрочем, этот взлет обернулся в итоге не менее резким падением, в результате которого И. И. Вацетис был арестован (правда, тогда это не закончилось для него ничем более серьезным).
Иронично, но причина падения Вацетиса почти полностью повторяет... причину его успеха. Ведь Главкомом И. И. Вацетис стал после того, как его латышские стрелки успешно «разобрались» с выступлением левых эсеров в Москве. Кроме того, латышские стрелки тогда действительно были боеспособными и относительно надежными частями. А И. И. Вацетис был их лидером, ещё в 1917 году собрав свою «команду» и став сторонником идеи «свободной Латвии». Но именно эти особенности и поломали в итоге карьеру Вацетиса у большевиков.
Во-первых, будучи Главкомом РСФСР, он постоянно думал о Латвии и латышских стрелках, что нарушало общий ход военной работы.
«Даже после назначения в сентябре 1918 года на пост Главнокомандующего всеми советскими Вооруженными силами Вацетис продолжал уделять чрезмерное внимание латышским стрелкам, что было, конечно, минусом в работе Главкома. В частности, он занимался даже такими мелочами, как вопрос о полковом оркестре для латышских частей...» (с) А. В. Ганин. Революционные события и общественно-политические взгляды И. И. Вацетиса в 1917 — 1922 гг. / РГВА. Ф. 5. Оп. 1. Д. 148.
Впрочем, полагаю, это было не самое «страшное». Второй момент был ещё важнее:
«Популярность Вацетиса у латышских стрелков и наличие в Ставке верного Главкому из бывших офицеров полка беспокоило партийных руководителей. Тем более, что Вацетис мог неосторожно заявлять сослуживцам о планах «тряхнуть Москвой» с помощью верных латышей...» (с) А. В. Ганин. Упомянутый источник. РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 61.
Нет, ну а что? Один разок уже «тряхнул Москвой». Подобные смелые (но не очень умные) заявления Вацетиса пригодились следствию и в 1919 году и, позднее, в 1937 году. Иоаким Иоакимович был переведен на военно-преподавательскую и научную работу. А в 1938 году расстрелян, как «шпион и контрреволюционер».
Иллюстрация: Иоаким Иоакимович Вацетис и латышские стрелки.
1 минута
13 декабря 2022
2345 читали