1094 подписчика
Уникальный самолёт для уникального корабля (в продолжение затронутой темы о японских субмаринах - авианосцах).
Японцы были не единственными, кто пытался построить авианесущую подводную лодку, и даже не первыми, кто смог это сделать - но Япония была единственной страной, во флоте которой подводные авианосцы играли действительно важную роль. Собственно, большая часть японских субмарин изначально оснащалась ангаром и легким разведывательным гидросамолетом. Самые распространённые подлодки класса В1 (или I-15, по названию головного корабля серии) имели на борту самолёт E14Y, который, в принципе, можно было использовать как бомбардировщик. Его и использовали, как минимум 2 раза. В феврале 1942 года взлетевший с палубы субмарины I-9 гидросамолет атаковал и потопил американский крейсер Radford. Во второй раз E14Y сбрасывал бомбы непосредственно на территорию США, в сентябре 1942. Ущерб был мизерный, однако главной задачей этого похода было подтверждение самой возможности нанести авиационный удар по территории противника - что и сделал пилот Нобуа Фудзита. Но, чтобы такие бомбардировки можно было назвать действительно успешными, требовалось сбросить на Америку что-то помощнее зажигательных бомб.
Идея создания бомбардировщика-торпедоносца для базирования на подводной лодке появилась ещё до войны, и даже были определены требования, которым он должен соответствовать. Налёт на Перл-Харбор наглядно продемонстрировал, что одного самолёта может оказаться вполне достаточно, чтобы серьёзно повредить, или вовсе уничтожить даже линейный корабль. Так что весной 1942 японские ОКБ получили уже конкретное техническое задание, а ко времени полёта Нобуа Фудзиты самолёт был полностью спроектирован на бумаге и изготовлен в виде макета.
Aichi M6A Seiran мог нести одну восьмисоткилограммовую торпеду, либо две 250 кг., бомбы. Расчётное время взлета с момента всплытия подлодки должно было составлять 4,5 минуты без установки поплавков, и 7 минут - если съёмные поплавки устанавливали. Без поплавков машина превращалась в камикадзе. Собственно, первый и последний раз, когда эти самолёты предполагалось использовать в бою, они и должны были выступить в этой роли. Однако было ещё одно но, и достаточно большое - для базирования "Сейранов" подлодки класса В имели слишком маленький ангар, и вообще были маловаты. Нужна была подлодка соответствующего размера, чтобы разместить на ней как минимум три таких самолёта. Осенью 1942 года, после успешного возвращения I-25, с борта которой взлетал Фудзита, техническое задание на проектирование и постройку новой субмарины было дано. Началась история самой большой подводной лодки до появления АПЛ, и единственной, которую можно назвать подводным авианосцем с полным правом - потому что дело не ограничилось бумагой и опытными образцами, I-400 действительно была построена и даже не одна. Однако об этом - в следующем посте.
На фото:
1. Японские гидросамолеты ("Сейрана" нет);
2. "Сейран" в чертежах;
3. "Сейран" на фото;
4. ПЛ I-400 с "Сейраном" на палубе.
2 минуты
19 декабря 2022