Найти в Дзене
810 подписчиков

Этика войны


Еще в детстве, когда моя страна вела войну в Афганистане, меня беспокоил один вопрос: «почему за убийство человека в мирное время вас отдадут под суд, а за убийство врага на поле боя, вас наградят медалью»? Кто-то скажет, что это разные вещи, и с точки зрения законов государства, своего или враждебного, он будет прав, но в то же время, что то́, что другое, это насильственное лишение человека жизни!
Проблема этики в том, что она весьма подвижна. Одно и то же деяние может получить абсолютно разную моральную оценку не только в зависимости от времени, места и условий, но и даже в зависимости от личных моральных установок государства, субкультуры и индивида. Другими словами – у каждого своя правда.
Русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) приводил достаточно наглядный пример, задавая вопрос: «можно ли выбрасывать детей из окна собственного дома»? Затем, после того как все хором отвечали, что конечно же это не допустимо, он добавлял: «… во время пожара в этом самом доме»? И тут безнравственный поступок вдруг превращается в вынужденную необходимость, и даже добродетель. Одно и то же деяние, но в разных условиях оно приобретает диаметрально противоположную моральную окраску. Так вот если вкратце, то с войной все точно также… на первый взгляд. К сожалению, великое множество людей ограничиваясь лишь этим «первым взглядом» видят в лишении жизни людей на войне вынужденную необходимость.
Но если посмотреть на это с другой стороны, и задаться следующими вопросами: а так ли необходима война? Действительно ли она стоит той разрухи, которая остается после каждой войны? А что является абсолютной ценностью в нашей шкале ценностей? Что там стоит на первом месте? Государство? Территория? Деньги? Власть? Или простая человеческая жизнь?
Думаю, вы согласитесь со мной, что к сожалению, о людях мы порой думаем в самую последнюю очередь. Сводки о потерях на полях сражений подобно нитям ткут сухую статистику войны, где людей не видно, а видны лишь цифры. Сообщение о 10, 50, 100 или 1000 убитых практически не меняют эмоциональности нашего восприятия этих потерь, за исключением того, если в числе этих цифр оказался наш любимый человек... Если произошло непоправимое, и дорогой нам человек лишился своей жизни на войне, это переживается совсем по-другому.
Для меня, как верующего человека, высшим авторитетом обладает Библия, а высшим моральным абсолютом является Божий закон. Так вот, Библия заявляет, что с Божьей точки зрения высшей ценностью для самого Бога является именно человеческая жизнь. Конкретно взятая личность! Вы и я! Именно ради людей, ради нашего спасения, к нам на землю приходил Иисус Христос, чтобы спасти вас и меня! Богу не нужны земли, деньги, золото и другие «блага цивилизации». Ему нужны мы! Более того, Бог любит каждого сотворенного Им человека настолько, что даже ради одного кающегося грешника Он пошел бы на крест.
Господь Иисус Христос оставил нам пример праведной жизни, но Он также оставил нам пример правильного взгляда на жизнь, где наш ближний обладает исключительной ценностью в наших глазах. Где слова «возлюби ближнего своего, как самого себя» из сухих слов превращаются в действие.
PS. Выбрасывать младенца из горящего дома, или вручить ему ведро с водой и заставить его тушить этот самый дом, к сожалению в нашем грешном мире, решает не младенец…
Этика войны  Еще в детстве, когда моя страна вела войну в Афганистане, меня беспокоил один вопрос: «почему за убийство человека в мирное время вас отдадут под суд, а за убийство врага на поле боя, вас
2 минуты