Найти в Дзене
85 подписчиков

“Международный междусобойчик” по пятницам – 2

#международныймеждусобойчик

Персидский Залив под тенью Красного Дракона

В рамках саммита Китай – Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива [ССАГПЗ] Си Цзиньпин провозгласил «новую эру» отношений между Китаем и арабским миром и, как мы знаем, товарищ Си слов на ветер не бросает.
После грандиозного приёма Си Цзиньпина наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом стороны объявили о заключении всеобъемлющего соглашения о стратегическом партнерстве между Саудовской Аравией и Китаем.
Лидер Китая также провел переговоры с премьерами Алжира и Ливана, вице-премьером Омана. Министр иностранных дел Ван И встретился со своими коллегами – главами МИД стран Залива.

С геополитической точки зрения Пекин очень близок к тому, чтобы стать стратегическим союзником сразу обеих традиционно конфликтующих сторон – Ирана и Саудовской Аравии. Во всяком случае, судя по уровню приема и количеству контактов, Поднебесная существенно продвинулась в этом направлении.
Весьма символичной стала встреча председателя Си с главой Президентского руководящего совета Йемена Рашадом Мухаммедом аль-Алими. Как известно, Йемен уже много лет находится в состоянии гражданской войны, в которой за центральными властями стоит Эр-Рияд, а за повстанцами хуситами – Тегеран. И Пекин может сыграть роль эффективного посредника в этом конфликте.
Хотя на Востоке не спешат с кардинальными решениями и громкие слова могут означать лишь небольшие шаги навстречу, но самое главное значение визита Си в Саудовскую Аравию – демонстрация того факта, что возможное ослабление влияния США в регионе не приведет к коллапсу системы безопасности: место гаранта стабильности готов занять Китай.

К слову сказать, это подорвет не только позиции Вашингтона, но и несколько ослабит роль Москвы, хотя в последнем случае динамика будет разнонаправленной: например, Израиль будет вынужден более внимательно прислушиваться к мнению Кремля.

Возвращаясь к геополитической стратегии Пекина в регионе, важно отметить, что потенциальным стратегическим союзом как с Ираном, так и со странами Залива, Китай берет под контроль главные “нефтяные” ворота мира – Ормузский залив.
И ту часть переговоров председателя Си и наследного принца бин Салмана, которая касалась военной сферы, необходимо рассматривать в контексте недавних совместных Военно-морских учений Китая, России и Ирана, и скором открытии в Пакистане базы ВМС КНР.
При этом Китай с 2017 года уже имеет базу в Джибути, что по геополитическим меркам – “рукой подать” до Залива.
Как мы видим, Пекин заранее готовится к возможному “нефтяному эмбарго” Запада в случае, например, реинтеграции Тайваня, обеспечивая свою энергонезависимость от пожеланий Вашингтона.

Весьма характерное заявление сделал официальный представитель Совнацбеза Белого дома Джон Кирби: «Мы помним о влиянии, которое Китай пытается усилить в мире. Ближний Восток, безусловно, является одним из тех регионов, где они хотят углубить уровень своего влияния… Мы считаем, что многое из того, чего они пытаются добиться, и то, как они пытаются этого добиться, не способствует сохранению международного порядка, основанного на правилах… Мы не просим страны выбирать между США и Китаем, но, как неоднократно заявлял президент [Джо Байден], мы считаем, что в этом стратегическом соревновании США, безусловно, готовы лидировать».
Заявление лишний раз подчеркивает, что у Вашингтона возникают трудности с противодействием продвижению Пекином своих интересов на Ближний и Средний Восток.

С китайским официозом по саммиту КНР – ССАГПЗ можно ознакомиться по ссылке
3 минуты