Найти тему

"Психологическая топология пути". Лекция 5. Завершение.


"Реальность — всегда другое" (М. Пруст)

Мы уже знаем, что наше развитие как прохождение пути означает избавление от иллюзий. А иллюзии суть наши ожидания, привычные ожидания событий в мире. И привычные эффективные действия. Мимоходом отмечу, что важно научиться вырабатывать новые эффективные привычки, не опираясь на прошлый опыт. Как? Это уже специальный разговор. Можно зайти сюда.

Для того чтобы увидеть реальность или вырасти (стать взрослым, а не остаться недоумком), нужно разрушить привычку видеть мир готовым (и поэтому подходить к нему с позиций ожидаемых возможностей). Ибо "как всегда реальность ничего общего не имеет с возможностями, так же как облака, которые мы разглядываем в ту минуту, когда в сердце наше вонзится нож" (Пруст).

Избавляемся мы от иллюзий в стороне Другого (то, что всегда неизвестное по отношению к нашим представлениям) и куда с помощью знаний попасть нельзя. Как нельзя растолковать подростку смысл пушкинского:
"Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей"

"Это один из примеров того, чего нельзя знать, — не в том, повторяю, смысле, что вот не знаю и узнаю завтра; то, что ребенок потом узнает, будет уже не то знание, потому что то непонимание тогда, когда он смотрел или проигрывал это в воображении (речь о том, что ребенок впервые видит или воображает эротическую сцену. Пример со стихотворением того же порядка — И.Б.), было совсем другим, и оно не устраняется последующим знанием" (113).

Другое как то, чего нельзя знать означает, что мы не может "встать" своими понимательными возможностями на место того, что мы понимаем. Оно делается. Или случается. Любовь случается, понимание случается, угрызения совести случаются и т.д. Все это события не знаниевые, а "фактические". Как сказал бы Кант.

Неизвестное и есть острое чувство другого, или (что, то же самое), острое чувство реальности, или острое чувство сознания, мировая скорбь, ностальгия и метафоры.

Реальность (сознание) как впечатление (проглядывающая через впечатление) всегда несет оттенок уникальности. Расслышать впечатление, расспросить его можешь только ты. Оно к тебе обращено. У каждого из нас есть такие "говорящие впечатления". Говорящие нам что-то о нас.

Душа и есть для Пруста вот этот момент уникальной данности реальности. Уникально реальная душа. "Душа проявляет себя индивидуальным дискретным, или локальным, или в индивиде собранном, своим существованием" (С. 119). И вот эта данность реальности есть и сознание, не сознание о чем-то, но "то, что различительно выделяет предмет, который я вижу, выделяет его как бы изнутри" (С.120).

Сознание как наш невыразимый топос (место души) никому передать нельзя. Оно ясно, но непередаваемо или невыразимо. "Повторяю, что нас вновь подводят человеческие слова: когда я говорю "невыразимо", я не имею в виду ничего такого непостижимого; это как раз есть самое постижимое, но оно отличает меня или каждого, и остается на пороге нашего контакта, и является моим призванием, или моей ответственностью, которую, как я уже говорил, передать никому нельзя; понять за меня или за вас никто не может. Обратим внимание с этой стороны на акт понимания: за нас никто не может понять. Умереть никто не может, и озаботиться тенью, то есть темнотой, тоже никто не может, потому что у всех своя темнота — из своей и только из своей темноты мы идем к свету" (С. 121).

И лишь текст, или труд жизни, или синтаксис молнии (Пруст употребляет термин "искусство") позволяют нам передать, испытать, прояснить место сознания (топос души).
Художники, писатели, философы несут в себе эту ностальгию по другому или месту сознания, или реальности. У них так взгляд устроен, так они смотрят ("как бы отслаиваются в своих переживаниях от других" — с. 123). Причем ностальгия по тому, чего никогда не было, но переживается как утраченное (символ "утраченного рая"). Ностальгия по какой-то другой жизни.
И вот эта структура сознания другого есть продуктивный момент нашей душевной жизни.
3 минуты