28,7 тыс подписчиков
Маскарадные сани XVIII века в собрании Исторического музея. Часть II.
Продолжаем разговор о маскарадных санях XVIII века в собрании Исторического музея.
В 1762 году на петербургском Конюшенном дворе были изготовлен экипаж, кузов которого исполнен в форме свободно трактованной раковины, а боковые и передняя стенки у него практически отсутствуют. Это облегчает силуэт саней, лишая их излишней тяжеловесности и вычурности, уже неактуальных в европейском искусстве. В художественном оформлении саней центральное место занимает скульптурная группа в передней части саней. Объемная композиция включает фигуры античной богини, облаченной в доспехи, и двух путти, играющих со львом. Аллегоричность декора подчеркивает скульптурное изображение дельфина, держащего во рту змею, на переднем завершении полозьев. Можно трактовать скульптурный декор этих саней следующим образом: богиня – это Минерва, воительница и покровительница науки, ремесел и искусства; два путти, очевидно, изображают богов Эрота и Антерота, символизирующих любовь небесную и любовь земную; лев указывает на верховную власть; дельфин, держащий во рту змею, вероятно, означает надежду на мудрое спасение. Образ богини Минервы в России XVIII века рассматривался как аллегория императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Известно, что данные маскарадные сани принадлежали императрице Екатерине Великой, таким образом, скульптурный декор экипажа служит олицетворением власти мудрой правительницы.
С середины XVIII столетия в декоре маскарадных саней встречались не только аллегорические сюжеты с мифологическими персонажами, как в экипаже, принадлежавшем Екатерине II, но и сцены с героями итальянской комедии, с шарманщиками, музыкантами и так далее. Связано это было с значительным местом театра в русской и европейской культуре «галантного века». Примером подобного явления служат маскарадные сани, созданные в Петербурге в 1764 году итальянским мастером Джузеппе Бригонци. В художественном решении данного экипажа воплощена тема итальянской народной комедии, где фигура Арлекина в пестром костюме и черной маске венчает передние концы полозьев, на передней стенке кузова помещена скульптура венецианского купца Панталоне, а дополняет композицию резное объемное изображение кукольника с ящиком для театрального реквизита за плечами. Позы фигур статичны, но черты лиц и детали костюмов хорошо проработаны мастером.
В России памятники экипажного искусства уже в XVIII веке стали рассматриваться в качестве предметов, достойных сохранения. Маскарадные сани прочно вошли в отечественную культуру, они оказались востребованными, хотя и лишь в одной социальной группе. Уже в последней четверти XVIII века маскарадные сани утратили популярность, став чуждыми новыми обычаям, моде и вкусам русского двора. Несмотря на то, что маскарадные сани утратили свою актуальность, о них не забыли – в начале XIX столетия «старинные экипажи сберегались как памятники истории и как редчайшие произведения искусства».
2 минуты
10 декабря 2022
707 читали