18 подписчиков
Людвиг Витгенштейн - Дневники 1914—1916 гг.
Многие заметки Дневников проясняли контекст различных афоризмов Трактата, указывая на их исходный пункт и возможность многообразных решений. В отношении логических идей это прежде всего касалось двух первых тетрадей. Но ещё большее значение имела третья тетрадь, в которой в более пространной форме рассматривались самые загадочные афоризмы, касающиеся этических и эстетических ценностей. Публикация Дневников позволила отойти от сугубо позитивистских интерпретаций философии раннего Витгенштейна, принятых с лёгкой руки представителей Венского кружка. Оказалось, что традиционные философские проблемы добра и зла, веры в Бога и т. п. Витгенштейну не менее близки, чем демаркация осмысленного и бессмысленного, структура факта и предложения и т.д. Более того, во многом по-иному стали расставляться акценты Логико-философского трактата. Если ранее проблемы этики и метафизического молчания, представленные в последних афоризмах, выносились на периферию, то теперь они во многом стали рассматриваться как то, что образовывало, если и не фон всех размышлений Витгенштейна, то, как минимум, равноправную часть его ранней философии. Во всяком случае, стало ясно, что Трактат - это не манифест новой, не ангажированной традиционными философскими проблемами науки, и не философское руководство для носителя нового научного духа. Смыл мира для Витгенштейна, как и для прежней философии, по-прежнему оставался за рамками самого мира, вне его фактов.
Первая мировая война, на которую Витгенштейн пошёл добровольцем, оказалась сложным испытанием характера. Но, во всяком случае, тайные дневниковые записи проливают свет на загадку, почему он в ней участвовал, хотя с полным правом мог этого не делать. Кроме того, эти заметки проясняют многие дискуссионные для биографов черты характера Витгенштейна, часто несовместимые, а именно, мизантропия и, одновременно, жертвенность, гомосексуальность и, в то же время, несмотря на мужское окружение, аутоэротизм и т.п.
1 минута
17 декабря 2022