10 подписчиков
Мы продолжаем знакомство с советским агитационным плакатом периода Великой Отечественной войны, сегодня объектом нашего внимания станут плакаты 1942 г. Этот год был отмечен различными мрачными событиями на фронте, среди которых – блокада Ленинграда, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, приближение немцев к Волге. Все случившееся вместе с оккупацией огромных территорий и угнетением народа, безусловно, отразилось и в плакатном искусстве, которое с каждым годом сильнее и сильнее активизировало свои ресурсы.
Динамично развиваясь, плакаты призывали себе на помощь новые мотивы, символы и средства. Кроме того, 19 сентября 1941 г. Томский горком ВКП(б) постановил организовать регулярный выпуск «Окон ТАСС», в 1942 г. начинает свою работу местная мастерская «Окна ТАСС», в редколлегию которой вошли А. Ремов, К. Ситник, В. Шепелев и М. Щеглов. Также получают распространение и новые способы распространения плакатов, как и раньше, они, безусловно, привлекали внимание советских граждан с витрин и окон домов, но теперь появляются еще и специальные художественные выставки, первой из которых становится выставка «За Родину!», открытая в марте 1942 г.
Прежде поговорим о том, какие мотивы и идеи обеспечили преемственность 1942 года от предыдущего. Безусловно была продолжена тенденция на «героические» плакаты с различными мотивами, в первую очередь, интерес представляет тема поддержки работников тыла, в частности женщин, на чьи плечи легло обеспечение фронта оружием, обмундированием, пропитанием и тд. На тему работы и жизни в тылу были созданы плакаты Иванова B.C., Буровой O.K. «Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО! Следуйте примеру героев фронта!..», «Трактор в поле — что танк в бою!», Кокорекина А.А. «Все для победы! Фронту от женщин СССР.», «Соревнуйтесь на лучшую помощь фронту!», «Свет в окне — помощь врагу!» Лисицкого Л.М. «Все для фронта! Все для победы!», С.В. Попова «Больше чугуна, стали, проката, больше оружия фронту».
Во-вторых, также поражают своим количеством общие плакаты, призванные поднять боевой и патриотический дух. Среди них отметим работы B.C. Иванова «Каждый рубеж — решающий!», А.А. Кокорекина «За Родину!», В.Б. Корецкого «Завоеваний Октября не отдадим!», Д.А. Шмаринов «Воин, ответь Родине победой!».
В-третьих, И.В. Сталин на параде Красной Армии на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. напомнил о необходимости вернуться памятью в историческое прошлое страны, сказав: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова» легла в основу одноименного плаката П.А. Алякринского и Поволоцкой Е.В. Более того, появляется целая серия плакатов, вдохновленных героическими подвигами исторических личностей, среди них работы Иванова B.C. «Бей, коли, гони, бери в полон! (А. Суворов)», и в соавторстве с Буровой O.K. «Наша правда. Бейтесь до смерти! (Дмитрий Пожарский)», «1242 г-1942 г. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! (Александр Невский)», «Лучше честная смерть, чем позорная жизнь (Дм. Донской)».
Хотя сегодня мы рассмотрели плакаты на сюжеты, которые 1942 год перенял у 1941, следует отметить отличия в технической стороне выполнения плакатов: первое, что обращает на себя внимание – пестрота и разнообразие палитры используемых цветов, во-вторых, большую популярность набирают реалистичные образы, хотя и графически лаконичные и схематичные изображения не выходят из обихода и по-прежнему используются в сатирическом плакате, который мы разберем в следующий раз.
2 минуты
4 декабря 2022