Найти в Дзене
21,8 тыс подписчиков

Волки, зараженные паразитами, чаще становятся вожаками.


Речь вновь о токсоплазмах, это простейшие паразиты, которые обычно живут в кошачьих, но иногда перебираются в других животных, включая человека.

В парке Йеллоустон серые волки сталкиваются с пумами. Природа этих столкновений разнообразна: иногда волки отбирают добычу у пумы, иногда наоборот. Редко, но все-таки бывают прямые столкновения и кровавые схватки.

И вот ученые пораскинули мозгами и поняли, что некоторые волки могли бы заразиться токсоплазмой после таких столкновений. Они взяли 256 анализов крови у двух сотен волков и достали из архивов протоколы наблюдений за местными волками: там, словно у летописца королевской семьи, записаны все важные события в стаях. Кто вожак и как он пришел к власти, когда образована новая стая, кто с кем дружит и против кого борется.

В общем, очень интересное чтение, получше многих сериалов.

Но биологов интересовала прямая закономерность: как наличие паразита в организме волка влияет на его поведение. Ведь токсоплазмы известны тем, что меняют повадки своих хозяев. Например, гиены перестают боятся львов и чаще погибают в их пасти. А крысы и грызуны приобретают странный интерес к кошачьей моче — и потому, как и гиены, чаще оказываются в желудках кошачьих, что и требуется паразиту.

После анализа данных ученым открылась явная закономерность. Инфицированные паразитом волки в 11 раз чаще уходят из родительской стаи, чтобы основать свою или присоединиться к новой группе. А еще волки с токсоплазмами в 46 раз чаще становятся вожаками.

Связь, как вы понимаете, очень сильна, хотя есть в этом исследовании белые пятна, которые еще предстоит выяснить. Но биологи сделали осторожный вывод: паразиты делают волков более смелыми и склонными к авантюрам и потому они чаще оказываются на вершине иерархии. Собственно, у крыс и у гиен перемены в поведении схожие.

И что это значит?

На самом деле сложно сказать, ведь, в отличие от грызунов и гиен, у волков нет большой опасности быть съеденным кошкой. Редкие стычки с пумами не в счет — такие столкновения больше опасны для пум. Так что численность волков-авантюристов с паразитами в кишечнике никто не контролирует. Есть даже мнение, что вскоре такие волки станут во главе всех местных стай.

С другой стороны, волки уже давно так или иначе сталкиваются с токсоплазмой, но число инфицированных животных все равно не превышает одной трети и обычных вожаков еще много. Наверное, иногда лидер даже у волков должен быть осторожным и степенным, а не энергичным и рискованным.


Еще о странной жизни паразитов: Тела монахов в средние века кишели паразитами
Волки, зараженные паразитами, чаще становятся вожаками.  Речь вновь о токсоплазмах, это простейшие паразиты, которые обычно живут в кошачьих, но иногда перебираются в других животных, включая человека.
2 минуты
2361 читали