Найти тему
53 подписчика

Рассказываем, как понимали пост в древней Церкви и чем наш пост похож на пост еретиков II века.


Пару дней назад я сделал для себя удивительное открытие о посте! Только давайте договоримся, прежде чем вы продолжите читать дальше, ответьте мысленно на вопрос: для чего вы поститесь?

Еще совсем недавно я бы сказал: чтобы усмирять тело и тренировать дух, бороться с проявляющимися от голода страстями, приносить в жертву Богу радость от вкусной пищи. У вас ответ, конечно, может быть другим. И, скорее всего, все мы в своих ответах будем правы.

Но что бы мы с вами ни ответили, по-видимому, древние христиане понимали причину воздержания от пищи иначе! Чтобы разобраться в разных концепциях поста, приглашаю вас заглянуть к христианам I и II века.

Древний Израиль

Христиане взяли идею поста из Ветхого Завета. Каким образом постился обычный еврей до Христа, помимо постоянных ограничений в некошерной пище?

Для иудея постом являлся полный отказ от пищи с утра и до вечера. Такой пост был жертвой Богу: «Вот, Боже, я пощусь, оскудевает плоть моя, жир исчезает. Прими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике. Я приношу в жертву часть себя и вместе с этим часть своих физических сил и возможностей».

I-II век

Как постились в древней Церкви?

• Полный отказ от пищи на короткое время (можно только хлеб и воду), отсутствует современное понятие «постная пища»;
• Распространены личные, а не общецерковные посты, как средство покаяния;
• Сэкономленные на посте деньги подсчитываются и отдаются нуждающимся.

«Вау» № 1:

Воздержание от еды в пост в Древней Церкви – это способ сэкономить деньги!
Важная оговорка: сэкономить, чтобы поделиться ими и через это доброе дело очистить свое сердце в процессе покаяния.

Вторая половина II века

Появляется ересь Монтана, в ней новое «откровение» и новая дисциплинарная система. Каков новый пост у монтанистов?

• Дополнительные даты поста, помимо установленных Новым и Ветхим Заветом;
• Сухоядение, отказ от некоторых типов пищи;
• Длительные посты, так как сухоядение позволяет поститься дольше, чем при полном отказе от пищи.

«Вау» № 2:

Наш пост по форме ближе к посту еретиков II века, чем к посту первых христиан. При этом раннехристианские авторы II-III веков, такие как св. Ипполит Римский и римский епископ Каллист, осуждают эти нововведения монтанистов.

Что теперь делать?

Следующие века жизни Церкви доказали пользу многодневных постов и сухоядения, поэтому отказываться от ограничения в еде нам, конечно, не нужно. Полемика с монтанистами стала периодом перехода к более совершенной форме поста.

Теперь, когда мы в общих чертах знаем эту историю, я предлагаю переключить внимание на наше проживание нынешнего Рождественского поста. Как именно? Узнаете в завтрашней публикации!

А пока напишите в комментариях, какие мысли и чувства вызывает у вас эта историческая справка. И не забудьте оставить лайк под публикацией!

От всего сердца призываю всех прочитать текст сщмч. Илариона (Троицкого) «Постное и пост», чтобы глубже разобраться в этой теме.

Автор: Павел Чухланцев
Рассказываем, как понимали пост в древней Церкви и чем наш пост похож на пост еретиков II века.  Пару дней назад я сделал для себя удивительное открытие о посте!
2 минуты