Найти тему
24,9 тыс подписчиков

Военно-воздушные силы Катанги (Force aérienne katangaise или просто - "FAK"), еще их называли Военная авиация Катанги (Aviation militaire Katangaise, или Avikat) были созданы в 1960 году под руководством польского наемника, летчика времен Второй мировой войны, Яна Эугениуша Людвига Зумбаха. Под его командованием были в основном солдаты удачи из Бельгии, Франции и Англии...

Немного истории.
В 1960 году, лидер партии КОНАКАТ Моис Чомбе объявил, что провинция Катанга отделяется от Республики Конго-Леопольдвиль и становится самостоятельным штатом. Решение это было принято после серии беспорядков в других частях Конго и неспособности властей установить контроль в стране. Недавно сформированное правительство Катанги запросило военную помощь у Бельгии, а конголезское государство обратилось за помощью в ООН. 17 июля 1960 года была подписана резолюция №143 СБ ООН, после чего началась миротворческая операция в Конго (ONUC). Фактически ООН выступало на стороне конголезских сил.
В августе 1960 года Чомбе начал создавать военные и военизированные формирования под эгидой катангской жандармерии, в которые предполагалось включить и небольшие ВВС, созданные из самолетов, ВВС Бельгийского Конго. Основная роль ВВС Катанги заключалась в обеспечении воздушной поддержки наземных войск и воздушного патрулирования. Что имелось у ВВС Катанги:
- пять пассажирских винтовых De Havilland Dove;
- восемь легких учебных North American T-6 Texan;
- один пассажирский de Havilland Heron;
- один двухместный Piper PA-18 Super Cub;
- один вертолет Aérospatiale Alouette II;
- один вертолет Sikorsky H-19 Chickasaw;
Позже, в 1961 году у Франции, были куплены девять реактивных учебно тренировочных самолета Fouga CM.170 "Magister", но поставить успели только три. Эти самолеты вооружили двумя пулеметами и подвесами для двух легких бомб местного производства. Поставками CM.170 "Magister" занималось ЦРУ через подставную авиакомпанию "Seven Seas Airlines". Позже было поставлено по меньшей мере шесть немецких двухмоторных самолета Dornier Do 28A. Их вооружили и использовали в качестве штурмовиков. Основной базой был аэродром Луано в Колвези, поддерживаемый несколькими небольшими взлетно-посадочными полосами внутри штата Катанга. В течение двух лет ВВС Катанги совершили несколько налетов на войска и позиции ONUC.
18 сентября 1961 года в авиакатастрофе погиб Генсек ООН Даг Хаммаршельд. Пассажирский самолет Douglas DC-6 потерпел крушение в Ндоле Северная Родезия. Делегация летела на переговоры с главой штата Катанга  Мойзе Чомбе. Официальные итоги расследования говорят, что это был несчастный случай. Однако есть предположения, что это не так. Вообще версий довольно много и одной из них является та, согласно которой самолет Хаммаршельда был сбит "Магистрами" ВВС Катанги. Позже, один из катангских летчиков Ян Ван Риссегем будет утверждать, что он лично сбил самолет, но ему не поверили. Потом другой бельгиец, известный как "де Бекельс" заявил, что он случайно сбил самолет во время попытки вынудить его приземлиться.
К 15 января 1963 года ООН установила полный контроль над штатом Катанга, остатки ВВС практически исчезли. Большинство самолетов были уничтожены или просто брошены, а те, что остались, стали позже частью ВВС Конго.
1 фотография - самолет Fouga CM.170. By Tandorini - Militaria, CC BY-SA 3.0, общественное достояние.
2 фотография - шведские войска из состава ONUC наступают на город Камина.
3 фотография - самолет Transair Швеция Douglas DC-6 By Lars Söderström CC BY-SA 3.0, общественное достояние.
2 минуты
1106 читали