Найти тему
119 подписчиков

Турция: политика, экономика и взгляд в будущее


Политика
У Турции богатые партнёры – Катар и Саудиты. Страна вынуждена балансировать в политических конфликтах между Ираном и Израилем с одной стороны и Ираном – Саудовской Аравией – с другой. Кроме того, правительство уже готовится к выборам, которые состоятся в июне 2023 года – отсюда события на севере Сирии и Ирака, воздушная операция против КПК.

Народный альянс — это коалиция правящей Партии справедливости и развития и оппозиционной ультраправой Партии националистического движения (ПНД) выдвинула Эрдогана, и сегодня у него есть уверенность в победе, по крайней мере, он идет ва-банк в экономике. И тому есть причины. Большое население (85 млн!), растущее производство, безусловные преимущества географического расположения в сложившейся мировой ситуации, наконец: транзит через Турцию огромного количества товаров (в обход санкций) и энергоресурсов. Сейчас у турецкого главы государства есть все ресурсы для подтверждения статуса сильнейшей региональной державы, а возможно, и претензии стать мировой.

Экономика
Здесь важны 3 параметра: занятость, безработица и экономический рост. На сегодняшний день в стране зафиксирована невероятно высокая инфляция, и перед Эрдоганом стоит острый вопрос: как выйти из сложившегося кризиса. Если ничего не предпринимать, то можно находиться в этом состоянии долгие годы. Так не лучше ли резко упасть и потом быстро возродиться? Какие жертвы готов принести глава государства, чтобы выйти из кризиса максимально быстро и безболезненно?

Сейчас в Турции процентная ставка снижена до 9%, а инфляция почти достигла трёхзначной отметки в 100! При этом фондовый рынок страны растёт быстрее всех в мире – 150%, а экономика – на 7% (для сравнения, ближайший рост наблюдается в Китае – 4%). Остальные страны ведут усиленную борьбу с инфляцией, повышая ставки.

Встаёт логичный вопрос: что же лучше – бороться с инфляцией или экономический рост? Эрдоган в этом вопросе первооткрыватель – его путём страны еще не шли. А вдруг он окажется прав? Последствия такого решения сегодня: сильный рост турецкой экономики и фондового рынка, недвижимости – в два раза за последние пять лет и в три раза, если считать с 2008 года.
В свете мировых изменений никто сегодня не скажет вам однозначно, что Эрдоган не прав. Турция производит очень много товаров и услуг, она находится в окружении покупателей на них, а потому девальвация валюты ей сильно на руку. Если же сейчас начать борьбу с инфляцией, это зажмёт экономику, не даст ей расти. Большая инфляция уменьшает долг и снижает нагрузку на заёмщиков, но вредит сбережениям населения. Тем не менее, экономическая история по-прежнему вызывает у специалистов вопросы. Так, ВВП Турции в 3 квартале упал впервые с начала пандемии: -0,1% (кв/кв). Это стало прямым следствием политики Эрдогана. Он отдавал приоритет экспорту, игнорировал инфляцию и обесценение валюты (лира -27% за год) и инфляция и откусила у ВВП кусочек.

Подведем итоги. Невозможно рассматривать экономику отдельно от политики: Турция прекрасно приспособилась к моменту и зарабатывает на политической ситуации в Европе. Осуществить выход из кризиса, делая ставку на рост, - это отличный ход, и он уникален именно для такой страны, как Турция.

Опять же, напомним, что статистика последнее время работает в угоду правящих кругов и она не совсем корректно показывает цифры по инфляции в развитых странах. Мы видим, что занятость в Турции высокая, и она реальная, несмотря на то, что кризис съедает деньги людей. Всё же лучше зарабатывать деньги и сразу их тратить, чем на всем экономить, не правда ли?

Поэтому нам все-таки кажется, что в данной конкретной ситуации высокая инфляция для Турции – это скорее благо, так как ведёт к сильному экономическому росту. А правы ли мы, покажет время. Ждем!

#ифит
3 минуты