Найти в Дзене
45,3 тыс подписчиков

Папа римский против котиков


Со времен Великой схизмы, разделившей западное и восточное христианство на два враждебных лагеря, точек соприкосновения у католиков и православных было немного. А разделительных линий и противоречий - наоборот. И одним из таких противоречий был «кошачий вопрос».

В XIII столетии в Европе, закатав рукава, боролись с еретиками всех мастей. Наиболее яростными оппонентами и врагами «правильного» христианства были катары (они же альбигойцы), против которых даже организовали серию крестовых походов. Однако хватало и еретиков более мелкого масштаба. Например, поклонников Утренней звезды - люцеферианцев. Причем особенно много адептов Люцифера обнаружилось почему-то среди крестьян северогерманского Штедингера, поднявших мощное восстание против местных феодалов и местного же архиепископа, привыкшего драть семь шкур с трудового народа. Закончилось все тем, что папа римский Григорий IX объявил очередной крестовый поход - на этот раз против крестьян Штедингера и оправданием его, разумеется, был не конфликт тружеников с церковными и светскими властями, а увлечение крестьян сатанинским культом. И дабы подкрепить свои притязания в 1233 году папа даже издал специальную буллу - Vox in Rama.

Крестовый поход принес результат - восстание было подавлено. Возымела эффект и булла, причем главными пострадавшими от ее действия стали не еретики, вообще не люди, а... кошки и котики. Да-да, папа римский прямым текстом обвинил мохнатых во всех смертных грехах, назвав их орудиями сатаны. «Ночью дьявол смотрит на мир горящими глазами кошек», - вещал понтифик Городу и миру. Легко представить, что началось в Старом свете. Кошек возненавидели, их сжигали сотнями, а может, и тысячами... Женщин, обвиненных в колдовстве, сажали в мешок, набитый кошками, - и на костер. В конце концов эта безжалостная травля привела к тому, что в невероятных количествах расплодились крысы, переносчики всякой гадости, и Европу в скором времени захлестнула волна эпидемий - чумы, холеры, брюшного тифа и прочих болезней.

Иначе обстояло дело на востоке, в Византийской империи. Там, конечно, внимательно следили за борьбой католиков с еретиками и несомненно читали папскую буллу Vox in Rama. Однако выполнять ее положения и даже прислушиваться к диким папским нарративам не собирались. В Константинополе соблюдали старые традиции, сохранившиеся ее со времен Римской империи (где кошка была если не священным, то во всяком случае любимым животным) и относились к четвероногим с нежностью, лаской и любовью, справедливо считая их лучшими защитницами против грызунов и, соответственно, от буйства эпидемий.

Лишнее подтверждение тому получили археологи летом 2020 года. Тогда, во время строительства стамбульского метрополитена, было обнаружено множество кошачьих скелетов. Ученые под руководством профессора Ведата Онара тщательно изучили останки и пришли к выводу, что у византийских кошек практически не было никаких патологических отклонений, а значит жили они в Константинополе в весьма неплохих условиях. А обилие скелетов указывало на то, что похоронены четвероногие были в специально отведенном для этого месте.

- Очевидно, что византийские купцы держали кошек в качестве домашних животных, кормили их и следили, чтобы они отгоняли мышей. Найденные при раскопках кошачьи скелеты наглядно это отражают. В отличие от Западной Европы за кошками в Византии ухаживали и кормили дома и в лавках. Поэтому в византийских землях не было эпидемий, которые длились месяцы и годы, - заявил соавтор исследования, профессор Алтан Армутак.
2 минуты
1031 читали