Найти тему
10,9 тыс подписчиков

Продолжая тему инноваций Kaiser Motors; попытку внедрения переднего привода мы уже видели - но у этой компании были и другие проекты, основанные на нетипичной для Америки того времени теме: нововведениях, расширяющих функционал автомобиля с точки зрения его повседневного использования, а не просто делающих его "больше, мощнее и ярче". Среди них числится, к примеру, Kaiser Traveler - один из первых в мире лифтбэков; или же первый американский хетчбэк - смотря чем именно читать эту машину.


Как видите, по форме кузова он соответствовал обычному седану (как и, скажем, современные лифтбэки от "Шкоды") - но вместо неподвижного заднего стекла и крышки багажника имел двустворчатую дверь в задней части, нижняя створка которой откидывалась вниз, как борт пикапа, а верхняя - наверх. Получилось... спорно, и дело даже не в странноватой эстетике, а именно в практической стороне, начиная с объёма грузового отсека - и заканчивая неважными уплотнениями задней двери, пропускавшими в салон дорожную пыль. Если вы задаётесь вопросом, в чём же было его преимущество перед обычным универсалом - имейте в виду, что по состоянию на 1949 года американский "стейшн уэгон" всё ещё был как правило деревянным кузовом, дорогим и довольно грубо выполненным - цельнометаллические универсалы только начали появляться.

Поначалу этот кузов продавался неплохо: в 1949-50 на него приходилось примерно четверть общего выпуска "Кайзера", но в долговременной перспективе особой популярности не получил. Видимо, горожанам он показался излишне кондовым и утилитарным - чего стоит одна только необходимость делить задний ряд сидений с запасным колесом, которое, к тому же, делало машину трёхдверной; короче говоря - за расширенный функционал по перевозке грузов приходилось платить слишком дорогую цену. А американские фермеры и так имели рабочий пикап, и, в отличие от своих более бедных европейских коллег, которые могли позволить себе лишь один автомобиль "на все случаи жизни", особой потребности в такой машине "двойного назначения" не испытывали.

К 1951 году и выходу нового кузова машину существенно подновили, сделали более цивильной отделку задней части салона и убрали "запаску" в подпольную нишу. Но к тому времени сам смысл существования подобной модели стал достаточно сомнительным, поскольку в начале пятидесятых на рынке появилось много полноценных цельнометаллических универсалов, а их популярность в качестве семейного транспорта резко выросла (и, по иронии судьбы, именно "Тревелер" сыграл в этом немалую роль - но теперь покупатели уже хотели большего). При этом "Тревелер" был хоть и был проще в производстве с технологической точки зрения, но лишь ненамного: у него было более двух сотен отличий от базовой модели, включая более мощные рессоры и амортизаторы, свою проводку в задней части кузова и большое количество накладных усилителей, компенсирующих потерю жёсткости из-за "вырезанной" рамки заднего стекла, являющейся существенным силовым элементом. Этот "чемодан без ручки" "Кайзер" тащил до самого конца 1953 модельного года, но когда вопрос встал уже о выживании фирмы в целом - его всё-таки пришлось бросить.

Кстати говоря, прообразом здесь наверняка также послужил Citroёn - а конкретно, модель Traction Avant 11CV Commerciale (последние два фото в галерее), которую часто называют первым в мире хетчбэком. У него мы видим точно такое же строение задней части, но сама форма кузова получилась более практичной, ближе к универсалу - из-за почти вертикальной, а не ступенчатой, задней стенки кузова. Так что - да, и тут "французский след" в американском автомобилестроении. И да - именно удлинённый вариант 11CV с базой 3270 мм был первым автомобилем с несущим кузовом, имевшим три ряда сидений - а не наш ЗИМ ГАЗ-12. Впрочем, особо горевать тут не стоит; действительно жаль только, что конструкторы последнего не догадались - или же не имели возможности из-за финансовых, временных или технологических ограничений - выполнить заднюю оконечность кузова его санитарного варианта ГАЗ-12Б по типу "Ситроена" и "Кайзера", вместо чего носилки с больным просто заталкивали через обычный багажник.
3 минуты
1493 читали