Найти тему
5 подписчиков

Природа перемен


Когда я была в первом классе, почти в середине учебного года моя семья переехала и я оказалась в новой школе.
Все там было незнакомо — и учительница, и ученики, и материал.
Самое ужасное было именно последнее — незнакомый материал.
В освоении школьной программы новый класс существенно опережал мой прежний, или по крайней мере мне так казалось.

Мои новые одноклассники уже умели писать буквы, которые я еще не проходила.

К тому же у них имелись отработанные правила, они все знали, что и как нужно делать. Все, за исключением меня.

А потому, когда преподавательница сказала: «Ребята, проставьте свое имя на листке там, где положено», я не знала, как быть.

И я начала плакать. Каждый день приносил новые неприятные открытия: я постоянно обнаруживала, что не понимаю, что нужно делать.
Каждый раз я чувствовала себя потерянной и подавленной. Почему же я просто не сказала учительнице: «Миссис Кан, я это еще не проходила. Вы могли бы показать мне, как это делается?»

Вот другой случай из моего детства. Однажды меня отпустили в кино вместе с одноклассниками в сопровождении одного из родителей.
Я уже дошла до последнего поворота, до места встречи оставался всего один квартал, и тут я увидела, как группа уходит.

Но вместо того чтобы побежать за ними, крича: «Подождите меня!» — я встала как вкопанная, сжимая монетки в кулачке и наблюдая, как они удаляются.

Почему я не попыталась остановить или догнать их?
Почему я приняла поражение, даже не попытавшись что-либо изменить?

В своих мечтах перед лицом опасности я часто проявляла магические или сверхчеловеческие способности.

У меня даже хранится собственноручно сделанный автопортрет, на котором я изображена в накидке Супермена.

Почему же в обычной жизни я не могла сделать совершенно обычный поступок, как-то попросить о помощи или крикнуть, чтобы меня подождали?

По работе я часто встречаю маленьких детей, похожих на меня тогдашнюю, — замечательных, с виду сообразительных детишек, которых, однако, неудача просто парализует.

В некоторых наших исследованиях, чтобы справиться с испытанием, от ребят требуется предпринять совершенно элементарные действия.
Но они этого не делают.
У этих малышей установка на данность.

И когда дела складываются не так, как ожидалось, они чувствуют себя бессильными, неспособными что-либо изменить.

Даже сегодня, когда что-нибудь срывается или успех в каком-нибудь перспективном деле начинает ускользать из рук, у меня все еще возникает — хотя и быстро проходит — чувство бессилия.
Означает ли это, что я не изменилась?

Нет, это просто означает, что перемена, в отличие от хирургической операции, не устраняет проблему раз и навсегда.

Даже когда вы изменитесь, ваши старые представления не исчезнут, как изношенный тазобедренный или коленный сустав, на место которого вставили новый.

Нет, новые убеждения просто займут свое место рядом со старыми, и, по мере того как они будут становиться сильнее, вы начнете мыслить, чувствовать и действовать по-другому.
Убеждения и их роль в ощущении счастья (и несчастья)

В 1960-х годах психиатр Аарон Бек, работая со своими клиентами, внезапно осознал, что причина их проблем — в их представлениях и убеждениях.

За секунду до того, как на пациентов накатывала волна беспокойства или подавленности, в голове у них проскакивала какая-то мысль.

Какая? Например: «Доктор Бек думает, что я некомпетентен» или «Эта терапия никогда не возымеет эффекта.
Я никогда не поправлюсь».

Подобный тип мыслей вызывали негативные эмоции не только во время сеансов терапии, но и вообще в жизни этих пациентов.

Однако люди не всегда осознают, что находятся под властью различных детских фантазий.
Тем не менее Беку удавалось научить своих пациентов работать со своими убеждениями и менять их.

Все люди, осознанно или нет, постоянно ведут хронику того, что с ними происходит, анализируют, что означает происходящее, и решают, что им следует делать.

Иными словами, ваш мозг постоянно отслеживает и интерпретирует события. Именно это и позволяет нам выдерживать линию поведения и не сбиваться с пути.
3 минуты