1 подписчик
Развитие детей младшего возраста
Развитие речи и мышления детей напрямую зависит от условий внутриутробного развития плода, особенностей рождения и психо-моторного развития до года. Любые неблагоприятные обстоятельства могут привести к задержке или искажению развития.
Гипоксия внутриутробная или родовая, обвитие пуповины уже должно насторожить маму и специалистов, привлечь усиленное внимание к срокам становления двигательных и социальных навыков у малыша.
Наблюдение младенцев педиатрами и неврологами до года , выявление любых сложностей развития: не держит голову в 1мес, не переворачивается в 3-4мес...., не улыбается маме в 4-5 мес.... не ползает в 7-8мес и т.п..‐ все это требует определённых усилий по компенсации, специального массажа и обучения навыкам.
‼️ для развития малыша важны не только "исходные данные от рождения", но и окружающая среда, которая должна быть развивающей. В связи с этим у специалистов есть разные диагнозы для задержек развития: задержка речевого развития и задержка темпов речевого развития, задержка психического развития и педагогическая запущенность. Первые диагнозы серьёзные и требуют комплексного решения проблем: медицинского и коррекционного воздействия. Вторые диагнозы предполагают усиление стимуляции психо-речевого развития.
‼️‼️ на скорость и количество овладения родной речью влияют возможности малышей к еде: перевод на общий стол, навыки кусания, жевания и глотания. Поэтому задержка периода бутылочки и мягкой пищи тоже служит сигналом специалистам для более тщательного обследования, с одной стороны, а с другой стороны, прямым указанием родителям на необходимость формирования новых навыков приёма пищи: пить из кружки, есть обычную пищу (неизмельченную), пользоваться столовыми приборами (вилка/ложка).
‼️ современный мир все чаще стал использовать гаджеты для для переключения внимания ребёнка, а не пытаться как то применить прямое общение со взрослым. Поэтому развитие речи и другие навыки формируются другими темпами. Это не считается нарушением, интерпритируется как индивидуальный темп развития. Полностью исключить электронные устройства из своей жизни и детей мы не можем. Но ограничить можно. До 1года не актуально. А после можно вводить в сферу интересов путем развивающих игр для малышей, ну и обязательное участие взрослых.
‼️ некоторые малыши испытывают трудности в формировании навыка туалета. Чаще всего затруднения с актом дефекации. Физиология: чтобы покакать, происходит два противоположных процесса в разных мышцах и в сфинктере: расслабление и напряжение. Вывод: обучаем кроху одному и другому. Чтобы расслабиться, удерживаем некоторое время на горшке и помогаем расслабиться с игрушкой, книжкой, едой, питьем ( у младенца было рефлекторное расслабление при сосании - сразу ходил в туалет). И учим кроху тужиться: даём свой палец, пусть жмёт его изо всех сил и тужится(играем в игру). Сначала проводим раздельное обучение этим процессам, потом объединяем их и закрепляем успех бурными положительными эмоциями. Акт мочеиспускания ещё проще: тут надо учится только расслабляться на горшке (маленькая хитрость: разным детям требуется разное положение высоты ног при дефекации и мочеиспускании, придётся поэкспериментировать)
При заборах дети начинают бояться боли и "жмуться" до последнего. Этот приём работает и с ними, надо только в болезненный момент быть рядом уверенно и спокойно убеждать: "Это все закончится! Ещё чуть-чуть! Все!
‼️ важный момент сформировать временные представления. Им кажется: если сильно больно сейчас, так будет очень долго, если мама ушла, то навсегда..... Поэтому задача взрослого-дать чёткие критери, когда ЭТО закончится: досчитать до трех-до пяти, "приду сразу после обеда/сна/ужина" и т.д.
3 минуты
29 ноября 2022