Найти в Дзене

Легендарные соответствия


А теперь внимательно следите за моими руками! Смотрите! Фокус! Пока вы глядели на меня, кто-то успел переписать историю.

Видела не так давно замечательный очерк про герб одного города vk.com/...68.

И вспомнилась тема с гораздо более известным гербом, а именно гербом города Москвы. Сразу прилагаю официальное описание герба: "На тёмно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9), развёрнутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном коне поражает золотым копьём чёрного змия." Про то, что есть у историков подозрения, что до петровских времен это был совсем не Георгий, а вовсе даже Михаил, говорить не будем, там чистые споры и предположения.

Лучше разберём, кто такой Георгий. Всем известный информационный сайт сообщает, что "одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Берите". Собственно, это событие и изображено на гербе.

А если я вам скажу, что Георгий змея копьем не пронзал?

Существует, две версии "самого известного чуда Георгия". Обе они совпадают началом про  змия, языческого царя и его дочь, которой выпал жребий окончить жизнь в пасти коварного гада. Но в последний момент появляется Георгий и спасает невинну деву. А вот обстоятельства спасения уже отличаются.

Первая и оригинальная версия гласит, что Георгий, увидев змия, просто его перекрестил, и богомерзкая тварь оглушенная благим знаком стала послушной и спокойной. Змию повязали верёвку на шею, вручили ипровизированный поводок спасенной деве, и бодро пошли в город.

На месте, Георгий сначала пугает царя своим ручным трофеем, а потом щедрым жестом отрубает ему голову (змию, а не царю). Город спасен, толпа ликует, царь плачет от радости и приказывает построить церковь в честь святого Георгия. Все довольны.

Но века спустя в связи с появлением какой-никакой гуманности, история начала вызывать вопросы. Публику стала шокировать жестокая публичная расправа над поверженным, оглушенным змием. Мол, зачем, он же итак был смирный?

Дело в том, что Георгий, хоть и является христианским святым, но родился и воспитывался в языческой Римской империи, и понимание жизни у него соответственно было тоже языческое. А по языческим нормам казнить поверженного энное время спустя после битвы было вполне обычным делом. Перевоспитывать змия, например, Георгию бы вряд ли в голову пришло. (Опустим символизм змея как обобщенное язычество)

Поэтому постепенно происходит легкое приукрашение истории. Вот тут, наконец, возникает копье. В новой версии Георгий побеждает змия (в последней редакции уже дракона) в битве (драки и войны пока еще не вызывают общественных нареканий). Теперь все гладко, змия приволокли в город уже смертельно раненым - отрубить ему голову теперь акт милосердия (напоминаю, что мы в средних веках, и гуманность того времени весьма отличается от нашей).

Сокращенная версия сильно меняет характер персонажей. Разве что спасенная дева неизменно радостно волочет домой пораженного змея.

______________________
Пример оригинальной версии легенды можно найти тут:
Чудо Георгия о змие (Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова)
Том 5 (XIII век)
Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 5: XIII век. – 527 с.

________________
Новгородская икона начала XIV века .

Копье уже есть. Змия ведут за рог, и у него крайне недовольная морда.

Все персонажи подписаны на случай, если вы попытаетесь перепутать змея с царевной
Легендарные соответствия  А теперь внимательно следите за моими руками! Смотрите! Фокус! Пока вы глядели на меня, кто-то успел переписать историю.
2 минуты