41,2 тыс подписчиков
В 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II посетила Рыбную слободу (современный город Рыбинск) в которой императрице подарили довольно курьезный предмет мебели.
Это было кресло больших размеров, больше похожее на трон, выполненное местными резчиками в том типичном "народном" стиле, который и в наши дни называется "дорого-богато".
Впрочем, в понимании бесхитростных людей из глубинки было вполне естественно изготовить для царицы непременно очень вычурное и "золотое" кресло.
Изгиб ножек этого кресла напоминает мебель работы знаменитого английского мебельщика эпохи Рококо Томаса Чиппендейла. Кресла с такими ножками были особенно популярны в первой половине XVIII века, в период Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Похоже, что у какого-то местного дворянина был подобный предмет мебели, который он cо времен своей юности считал верхом богатства и престижа. Этот образец и решили взять за основу для подарка императрице, попутно добавив к нему совершенно фантастическую по своим изгибам спинку.
Но в 1767 году в Петербурге царили уже совершенно другие вкусы. Все большую популярность набирала простая и практичная мебель немецкой династии Рентгенов (именно ее любила Екатерина II) и более строгий по формам ранний французский классицизм.
В общем, с точки зрения Екатерины II, этот "народный" подарок, скорее всего, выглядел как старомодный, громоздкий и курьезный предмет.
Конечно, императрице хватило ума и такта не сказать об этом публично. Екатерина II милостиво приняла кресло, поблагодарила за подарок, но приказала оставить его в память о своем посещении в местной Спасо-Преображенской церкви, в которой императрица по приезду в Рыбную слободу отстояла литургию.
На фото 1: Кресло подаренное Екатерине II в музее города Рыбинска.
На фото 2: Фрагмент автохрома 1917 года на котором видно любимое кресло Екатерины II из ее спальни в Царском Селе.
На фото 3: Марина Александрова в роли Екатерины II на тронном кресле, вероятно, современного китайского производства.
Во всяком случае, глаза у львов на подлокотниках какие-то странные, а геральдическая французская лилия на вершине русского трона как бы намекает, что автор этого предмета о Европейской истории имеет весьма смутное представление.
Очевидно, что в своем стремлении к самой вызывающей и варварской роскоши современные создатели сериала "про Екатерину" переплюнули даже "темных" слободчан XVIII века.
1 минута
28 ноября 2022
1329 читали