Найти в Дзене

Это стало особенно актуальным с получением сведений

о заброске первой группы боевиков для организации покушения.
Каким образом действовала передовая группа боевиков-парашютистов, свидетельствует дневник офицера Рокстрока, который был изъят во время его ареста и сохранился в архивах до настоящего времени. После приземления десант добирался до Тегерана (70 км) более двух недель, так как караван
из 10 верблюдов был тяжело навьючен оружием, взрывчаткой и снаряжением. В пригороде столицы их встретили, всю поклажу переложили в грузовик, было предложено переодеться в иранскую одежду, перекрасить волосы. После чего группа была доставлена на конспиративную квартиру. Однако эти ухищрения не помогли, работа радиостанций террористов была запеленгована, расшифрованы их сообщения и направлены в Берлин. А вся группа была арестована, так и не приступив к диверсионно-террористическим акциям. Несмотря на принятые нашей разведкой меры секретности операции, информация о задержании группы дошла до Берлина. Там в связи с провалом решили отказаться от продолжения намеченной операции «Длинный прыжок» и не направлять главный отряд десантников, на который делалась ставка, понимая, что русские и англичане его уже ждут и уничтожат.
Через двадцать три года Отто Скорцени признался журналистам, что имел поручение от фюрера организовать покушение на руководителей «большой тройки» в Тегеране.
Действительно, обе разведки начали охоту на германскую агентуру
и разведчиков. Лишившись организаторов акции и радиосвязи в Тегеране,
к концу 1943 года абвер и СД резко ослабили подрывную деятельность.
Этому способствовали тесное взаимодействие между разведками союзников, разоблачение и перевербовка ряда активных немецких агентов,
а также действенная помощь группы иранской молодежи во главе с Амиром, ставшим Героем Советского Союза. Именно Амир первым получил информацию о заброске террористов, выявил «почтовый ящик» для связи агентуры с резидентурой Рихарда Августа, а затем, благодаря наблюдению, установил всех ее агентов.
17 декабря 1943 года, вернувшись в Вашингтон, президент Рузвельт на пресс- конференции сделал следующее заявление: «Маршал Сталин сообщил, что, возможно, будет организован заговор с целью покушения на жизнь всех участников конференции. Он просил меня остановиться в советском посольстве, с тем чтобы избежать необходимости поездок по городу.
Для немцев было бы большой удачей, если бы они смогли разделаться с маршалом Сталиным, Черчиллем и со мной, в то время как мы проезжали бы по улицам Тегерана, поскольку советские и американские посольства отделены друг от друга расстоянием в полтора километра».
Москва дала высокую оценку работе чекистов-разведчиков в Иране во время Великой Отечественной войны. Только в тегеранской резидентуре правительственными наградами было отмечено более 30 человек, а наш земляк П.М. Журавлев удостоен высокой награды - ордена Ленина.
 
Заместитель председателя Совета ветеранов
УФСБ России по Ульяновской области
полковник в отставке А. Лихарев
2 минуты