54,3 тыс подписчиков
Ходим сегодня по магазину со всякими мелочами. Параллельно нам ходят мама и её маленький сын.
Мальчишке года 3, но он удивительно четко и хорошо говорил, а говорил вот что:
- Мамочка, пожалуйста, купи мне калькулятор!
- Нет!
- Мамочка, ну я прошу, я тебя прошу! Купи мне калькулятор!
- Нет, он тебе не нужен!
- Мне он очень нужен! Я наконец-то сам смогу цифры складывать! Я узнаю, сколько будет 8 плюс 9!
- У Кати спроси.
- Ну я прошу! Прошу!
- Нет, тебе ещё рано иметь калькулятор.
- Мне уже нормально!
Я, как всегда, резко начинаю переживать за чужих детей. Ребенок просто не ныл, не капризничал, а интеллигентно и трогательно умолял. И вот это звонкое: "Ну, я тебя прошу!" - чрезвычайно меня впечатлило. Не падал на пол, не ныл, а ласково просил! И, главное, что просил-то - калькулятор! Как будто он кило конфет просил! Калькулятор!
Я понимаю, в современном мире мобильных гаджетов калькулятор в доме не вещь первой необходимости. Но ребенок хочет знать, сколько будет пять плюс пять, это же круто! Почему рано-то?!
Вообще, вот это "тебе ещё рано" я никогда не понимала. Ни в детстве, ни сейчас. И не всегда вопрос в том, откуда дети берутся. Вопросы бывают и посложнее.
Вот, например, у нас Сережа - мастер неожиданных вопросов. Когда ему было лет пять, он за завтраком спросил, почему распался Советский Союз. Не знаю, откуда у него была информация о том, что Советский Союз был, но пришлось в общих чертах рассказывать. У сына вообще склонность к каким-то историческим вопросам, причем чем глобальнее вопрос, тем сильнее он его интересует. В ситуации с Украиной сейчас вопросы про бывшие советские республики возникают регулярно. Или что-нибудь про Марс. Или про муравьев. Ну, и про то, откуда берутся дети, конечно.
И на каждый из этих вопросов мы пытались ответить в меру своих знаний. Иногда, правда, со ссылкой на будущие уроки истории или биологии.
Недавно на одной встрече мне один мужчина, обучающий детей журналистике, сказал, что студенты нынче никудышненькие, и у них нет представления о базовых процессах этой жизни. А я сегодня в магазине, слушая мальчика без калькулятора, подумала: может, потому и нет у детей представления, что им объясняли их в том смысле, что "вырастешь - сам поймёшь". А он вырос, а узнавать уже ничего не хочется. Или новые знания должны были логично наслоиться на ту самую базу, про которую родители не захотели говорить.
Ну, не факт, что так и есть, просто такая вот параллель увиделась мне.
А ещё в том же разговоре тот же мужчина говорит мне: студенты выходят из вуза и ничего не знают. Это не умеют, то не умеют. Я говорю - а вопросы к кому? Он говорит: к кому? Я говорю: разве не к преподавателям? Понятно, что ничему нельзя научить, всему можно только научиться, но всё-таки. Если у меня как у преподавателя дети ничего не знают, то я буду ощущать за это ответственность.
Опять у меня всё в кучу:)
Давайте разговаривать с детьми, вот что. И покупать им калькуляторы, если им хочется.
На фото: Сережа на занятиях как раз по журналистике.
2 минуты
27 ноября 2022
4644 читали