22,5 тыс подписчиков
☠ Эти малыши, самые младшие из которых едва начали ходить и говорить, выжили в настоящем аду. И сегодня, семьдесят с лишним лет спустя, постаревшие малолетние узники концлагерей просыпаются в холодном поту, вновь и вновь переживая сцены из своего детства.
"Вечером 22 июня нам показалось, что солнце не зашло - над Минском стояло зарево в полнеба", - вспоминает Павел Маркович Рубинчик, встретивший начало Великой Отечественной войны в пионерском лагере неподалеку от столицы Беларуси. Оставшаяся без крова семья собрала уцелевшие в огне пожитки и пошла в сторону Москвы, прячась от бомбежек. В дороге их остановил немецкий патруль, отправив беженцев сначала в минское гетто, а затем в лагерь Малый Тростенец.
Одиннадцатилетнему Паше и его товарищам приходилось работать по 12-13 часов за ломоть эрзац-хлеба или миску пустой похлебки - немцам были нужны даже детские руки. И сейчас Павел Маркович вспоминает о том, как умирали от голода и болезней его товарищи-мальчишки, и как фашисты вешали даже ребят за малейшую провинность. Ему посчастливилось бежать из лагеря и добраться до партизанского отряда, в котором он и сражался до конца войны.
Маленькой Кате Третьяковой из воронежской деревни исполнилось всего семь лет, когда в родную деревню пришли немцы. И детей, и взрослых согнали в товарные вагоны и повезли в Германию. Ребят постарше отправили работать на "великий рейх", малышей разлучили с матерями и поместили в промерзший барак.
Екатерина Васильевна помнит, как ребятишки прятались под нарами во время бомбежек, как пролезали под колючую проволоку, чтобы попасть в ту часть лагеря, где жили "привилегированные" узники - французы и другие европейцы, которые получали посылки Красного Креста и подкармливали русских малышей.
А когда Советская Армия перешла границу Германии, "персонал" концлагеря переоделся в гражданское и бежал куда глаза глядят. Узники, которых перед этим вывели из бараков, решили, что настал их смертный час. Как же радовались они, когда увидели родные лица, услышали русскую речь и поняли, что дождались воинов-освободителей!
А Галина Петровна Званцева совсем не помнит довоенной жизни - ее первые воспоминания связаны с бараками концлагеря и злобными, как собаки, охранниками и надзирательницами. Ведь когда началась война, она была двухлетней крошкой. "Сейчас удивительно вспоминать, какими взрослыми мы были - не плакали, не капризничали", - вспоминает она.
Даже малыши знали, что за плач или попытку выпросить у надзирателей еду их ждет жестокое наказание, а попытка украсть кусок хлеба равнялись смертному приговору. Галя выжила, потому что старшие ребята наставляли младших, а взрослые делились с детьми своим скудным пайком. "Я - счастливый человек", - говорит она, вспоминая, как радовались ее друзья, дожившие до освобождения и Победы.
Но даже десятилетия спустя она не согласилась поехать вместе с другими бывшими узниками ни в Польшу, ни в Германию - даже названия бывших лагерей слишком живо напоминают ей о прошлом. Точь-в-точь как лагерный номер, выколотый на ручке ребенка, или фотографии измученных малышей, которые глядят нам в глаза через бездну времени.
Почему фашисты не жалели даже детей? И что помогло некоторым малышам выжить? Пишите в комментариях ниже, жмите «палец вверх» и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации. @tipichnyj_karamzin
2 минуты
27 ноября 2022
965 читали