52 подписчика
В 1897 году (я была уже замужем) у нас в семье стряслась ужасная беда. Наш единственный брат Николай 19-и лет (сестер нас было четверо), только что по окончании гимназии поступивший в Московский университет, неожиданно заболел туберкулезом. Положение его было определено очень опасным. Все голову потеряли: что делать, за что взяться? Захарьин советовал скорее везти его на кумыс, а Остроумов, наоборот, запрещал это делать, так как в такую жару при горячем состоянии болезни на кумыс никак нельзя ехать, а обязательно на море, на влажный морской воздух.
Как страдали мои родители! Я в ужасе была и за брата, такого молодого, и за родителей. Не зная, как помочь, как ободрить их, я предложила пригласить батюшку Иоанна Кронштадтского, на что отец сейчас же согласился. Я разузнала, когда и где его можно найти, все уладила. Приехал он, было приготовлено все для молебна в зале, он вошел, спросил, где больной. Когда узнал, что в своей комнате наверху, он заявил, что будет молиться около него, — так и сделали. Как он молился! Больной брат, совсем слабенький, полусидел, полулежал в своей кровати, рядом у столика стоял отец Иоанн Кронштадтский и от всей души молился, просил у Бога милости, выздоровления больному, указывал на убитого горем отца, стоявшего на коленях и проливавшего горючие слезы. Картина была потрясающая. Батюшка так горячо просил, так искренно указывал на горе отца, на угасавшую юную жизнь, так умолял прекратить болезнь, вернуть молодую жизнь на счастье родителей. Мы, сестры, поодаль все со слезами молились, слушая его слова. Он посеял в души наши и надежду, и радость, и веру в великие слова Христа: “Просите, и дастся Вам!”
Решили везти брата к морю, на влажный воздух. С величайшим трудом еле довезли до Феодосии, так плохо ему было по дороге. Мать поселилась с ним на нашей даче. Мало-помалу морской воздух и его молодой организм победили болезнь. Здоровье его стало улучшаться.
Тем временем для него было большим интересным развлечением посещение порта и прибывавших пароходов, многие капитаны которых ближе познакомились с ним и моей матерью и стали бывать у них на даче.
Капитаны рассказывали, что у мыса св. Ильи в Феодосии место очень коварное, там находятся подводные скалы, представляющие большую опасность, обойти их очень трудно, в бурю особенно. Вот почему там то и дело бывали несчастные случаи. На этом мысу, как говорили эти знающие люди, необходим маяк, указывающий опасность. Уже не раз подавались об этом доклады, но дальше дело не шло.
2 минуты
26 ноября 2022