2434 подписчика
МУЗЫКА, КИНО И КИБЕРНЕТИКА. Большие перспективы открываются в развитии электронной музыки, демонстрирующей новые тембровые и оркестровые звучания. Такая музыка была написана для многих фильмов, например для «Соляриса». При сочинении её композитор вводит в машину определённую мелодию, которую машина аранжирует, выдавая принципиально новые звучания, до этого не существовавшие. С помощью машины можно как угодно изменять тембр, получая такую окраску, которую не способен дать ни один инструмент. Композиторов, работающих в области создания электронной музыки, привлекает именно неограниченность возможностей машины в этом направлении, а также то, что композитор становится одновременно и оркестрантом, сам создаёт своеобразный оркестр без участия исполнителей. К тому же во много раз сокращается время написания музыкальных произведений. И самое главное, пожалуй, – появляются возможности написания музыки, которую каким-либо иным способом создать просто невозможно. Но особенно поразительным является факт создания при помощи электронно-вычислительной техники сложных музыкальных произведений в стиле широко известных композиторов. Уже имеются программы для ЭВМ в основном двух типов: для создания мелодий с учётом законов музыкальной композиции вообще и для имитации уже известных мелодий с учётом особенностей стиля автора. Сначала машина выявляет особенности музыкального стиля композитора, например, Баха, а затем, вводя элемент случайности, не нарушающей особенностей стиля, сочиняет какую-то органную музыку, фугу или токкату. При этом даже у знатоков (если программа для ЭВМ составлена квалифицированно) не возникает сомнений, что они слушали Баха. Как могут быть использованы такие опыты? Конечно, не для всякого рода мистификаций, а прежде всего в помощь познанию и исследованию характерных особенностей стиля и «почерка» Баха или какого-либо иного композитора. (С) Глава из книги В. М. Глушкова «Кибернетика. Вопросы теории и практики», 1986 год.
1 минута
25 ноября 2022