Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Одна из главных претензий со стороны образованной части российского общества к англичанам в годы Первой мировой войны — это не очень заметное желание помогать в снабжении Русской армии. Сами британцы считали такую позицию несправедливой, намекая на транспортные проблемы.

Но по статистике Великобритания за всю войну призвала только 4,9 миллиона человек, тогда как Россия — более 15 миллионов. Кроме того, до 1916 года англичане комплектовали свою армию исключительно добровольцами (их было 2,5 миллиона, то есть чуть больше половины британских солдат периода Первой мировой — это добровольцы). Воинская повинность в Англии была введена только в 1916 году. В России же с самого начала проводили мобилизации, к 1916 году армию пополняли уже даже бывшими революционерами (лояльность которых понятна). Выглядело это так, будто Русская армия обливается кровью, пока англичане воюют «на добровольцах».
В итоге к 1916 году произошел «кризис доверия» к союзникам, особенно это верно в отношении англичан, по вышеуказанным причинам. Забавно, но российская пропаганда как раз делала акцент на том, что британцы воюют добровольцами (желая вдохновить общество, но результаты таких статей были несколько иными в итоге). И... немцы тоже закидывали на русские позиции листовки, в которых прямо говорилось, что бритты воюют «русскими руками».
«Офицеры не могут понять, почему Англия с её высокоразвитой промышленностью не может помочь России в военном снаряжении. Меня спрашивают, почему мы не посылаем им снарядов и ружей. Когда я пытаюсь объяснить, что нам не хватает для собственных потребностей, мне просто не верят и продолжают доказывать, что помочь России было бы в наших собственных интересах, так как они будут сражаться, если мы предоставим им снаряжение...» (с) английский представитель на Восточном фронте — Дэвиду Ллойд Джорджу, главе министерства вооружений, 1915 год. / Военные мемуары.
В этом проблема любой коалиции: каждая страна даже в составе того или иного союза постарается достичь своих индивидуальных интересов.
Генерал Н. Н. Головин позднее вспоминал, что уже осенью 1915 года в Русской армии в отношении союзников появилось чувство «горькой обиды и разочарования».
Одна из главных претензий со стороны образованной части российского общества к англичанам в годы Первой мировой войны — это не очень заметное желание помогать в снабжении Русской армии.
1 минута
3035 читали