Найти тему
36,9 тыс подписчиков

Внезапно поняла, что, конечно, и повесть Ольги Славниковой "Бессмертный", и фильм "Гудбай, Ленин!" восходят к единому сюжетному инварианту - главе "Последыш" в "Кому на Руси жить хорошо".


В "Бессмертном" Славниковой уже после распада СССР родные, боясь травмировать давно парализованного "персонального пенсионера" и потерять таким образом его "персональную пенсию", разыгрывают для него якобы продолжающуюся за пределами квартиры советскую жизнь.

В "Гудбай, Ленин!" то же самое проделывает сын властной коммунистки-пенсионерки из ГДР. Он обманывает престарелую мать, создавая иллюзию неизменности социалистического уклада, в то время как в действительности Германия уже давно едина, а о социализме все и думать забыли.

Ну, и "Последыш" Некрасова, в котором и наследники, и крестьяне разыгрывают для старого помещика крупномасштабный спектакль о как будто бы длящемся в России крепостном праве, - ровно тот же сюжет.

Можно вспомнить еще, конечно, "Шоу Трумана", но там все же речь идет о более глобальной инсценировке. А вот именно поддержание видимости ушедшей эпохи ради того, чтобы не встревожить старика, - это, кажется, некрасовское ноу-хау.
Внезапно поняла, что, конечно, и повесть Ольги Славниковой "Бессмертный", и фильм "Гудбай, Ленин!" восходят к единому сюжетному инварианту - главе "Последыш" в "Кому на Руси жить хорошо".
Около минуты
4468 читали