Найти тему
15,2 тыс подписчиков

Фарфор начала 20 века и особенно первых революционных лет тесно ассоциируется с именем Натальи Данько, однако она не единственная женщина, создававшая малую пластику в тот период. Хочу рассказать Вам о еще одном скульпторе-фарфористе, имя которой к большому сожалению мало известно.

Алиса Яковлевна Брускетти родилась 16 марта 1872 года в городе Ромны Полтавской губернии. От отца-итальянца, работавшего в России инженером-путейцем, ей достались звучная фамилия и яркая внешность. Она была красива - чудесный цвет лица, черные волосы, синие глаза. В нее много влюблялись, ею увлекались.
В 1892 году девушка поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художественное образование Алиса получала сразу на двух отделениях: скульптурном и живописном у И.И. Левитана, В.А. Серова и К.А. Коровина.
Одновременно с учебой в Строгановке, молодая скульптор работала в керамической мастерской С.И. Мамонтова "Абрамцево". Наибольшую известность получила её фарфоровая скульптура "Аленушка".
В 1909 году Алиса Яковлевна переезжает в Санкт-Петербург, чтобы совершенствоваться как скульптор. Девушка неоднократно награждалась премиями за пластику, исполненную в фарфоре, майолике, керамике. В 1910 году Алиса Яковлевна выходит замуж за художника-графика Д.И. Митрохина.
В 1914 году Лансере, заведовавший в то время художественной частью ИФЗ, пригласил Алису Брускетти-Митрохину на завод, но не получив должного развития, она быстро уходит оттуда.
Первые послереволюционные годы были голодными и холодными, а художественная жизнь Петрограда была чрезвычайно активной. Алиса Яковлевна начала снова работать на ИФЗ, создав серию фигурок-персонажей того времени - фарфоровая «Буржуйка, продающая вещи», пользовалась популярностью и многократно тиражировалась. К сожалению, только эта фарфоровая фигурка и была принята к производству.
Отношения с заводом снова не сложились, Алиса Яковлевна покинула завод и стала работать дома. Лепила для себя, но не имела возможности из-за отсутствия специальных печей, обжигать свои фигурки. Она помогала мужу, занималась домашним хозяйством, работала в детском доме, занимаясь художественным оформлением, а дома все также расписывала фарфор. В конце 1930-х годов Брускетти создает серии фигур: "Народности России", "Балерины", "Физкультурницы".
Алиса Яковлевна Брускетти-Митрохина умерла 1 января 1942 года в блокадном Ленинграде, не пережив первую блокадную зиму. Произведения художницы находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, они очень высоко ценятся коллекционерами
1 - 3. Скульптура "Буржуйка продающая вещи", модель - 1918 г. Высота 28,5 см
4. Скульптура "Аленушка", 1905 г. Высота 15,2 см. Аналогичная работа была продана за 850 тысяч рублей
5. Фигура танцовщицы, начало XX в. Высота: 24 см;.
6. Фигура сидящей женщины в белом платье, начало XX в. Высота: 27,5 см;
7. Фигура обнаженной женщины, начало XX в. Высота: 28 см;
8. Скульптура "Одалиска", 1924 г. Размер: 9,5х21х10 см
9. Портрет Новодворской, 1914 г. Высота: 43 см
10. Алиса Яковлевна Брускетти
Источник: ru.bidspirit.com; goskatalog.ru
2 минуты
818 читали