16 подписчиков
Свою первую роль - стражника из команды Клюквы - Юрий Васильевич играл в комедии Шекспира «Много шума из ничего» в постановке режиссера Ефима Хигеровича. Стражник — наивный деревенский парень, непривычный к городской суете, смешной и неуклюжий — нелепо откликался на приказы своего начальника. Дуэт молодого актера и мастера сцены велся на равных. Затем ряд самых ярких ролей в театре: Шут в трагедии «Смерть Иоанна Грозного» Толстого в постановке режиссера Якова Киржнера, Вася Кузякин из комедии Гуркина «Любовь и голуби», где Музыченко смог применить и свое знание сельского быта, и внимание к людской чудаковатости, равнозначное умению видеть неординарность «простого» человека. Остро, рельефно, крупно играл Музыченко зловещую триаду — Неуеденова, Устрашимова, Чебакова в комедии «Мой бедный Бальзаминов», поставленной по пьесам Островского режиссером Геннадием Тростянецким. А еще у него была роль, о которой мечтают многие артисты — Фальстаф в «Виндзорских насмешниках» Шекспира, — работа, сделанная в сотворчестве с Геннадием Тростянецким. Фальстаф — воплощение гедонистического начала, всех семи грехов, обжора и пьяница, любитель сладко спать и наслаждаться всеми дарами жизни; Фальстаф, в итоге одураченный и посрамленный.
Народный артист СССР Александр Щеголев говорил о Юрии Музыченко: «Работая с Юрием Музыченко, я от спектакля к спектаклю наблюдаю удивительный рост духовной жизни его персонажей. Это отражается в глазах. Можно позавидовать многим его качествам, которые позволили ему вырасти сегодня в зрелого артиста. Прежде всего – жизнелюбию. А театр – это жизнь. Есть артисты, которые скрываются за гримом, за внешними проявлениями характера, а есть артисты, которые пользуются внутренним гримом, гримом перевоплощения. Это свойственно индивидуальности Музыченко. Чем можно изменить образ? Внутренними посылами, духовными сдвигами. Юрий умеет это делать».
Юрий Васильевич с блеском играл Карла Маркса в спектакле «Натуральное хозяйство в Шамбале» Шипенко в постановке режиссера Владимира Петрова — не того Маркса, произведения которого досконально штудировали в институтах, а, впрочем, может быть, и того, но «одомашненного», «утепленного» и даже — пекущего пирожки!.. Юмор и точность приемов у Музыченко — в роли Капитана в комедии Гольдони «Венецианские близнецы» (постановка итальянского режиссера Паоло Ланди). Органика, знание быта, противоречий человеческого характера – в роли Переяркова в драме А.Н. Островского «Пучина».
Юрия Музыченко вспоминает заслуженная артистка России Татьяна Филоненко: «Юрия Васильевича знаю очень давно, более 40 лет, когда еще школьницей я начала активно ходить в театр. Он был очень яркий, запоминающийся актер, в котором очень сильно природное, народное начало. Как актер той, старой школы, он всегда отличался сочностью, яркостью, выразительностью на сцене. Он запоминался, какие бы роли ни играл. Если говорить терминами кино, то Юрий Васильевич – типажный актер. Не в каждом спектакле ему находились работы, и от этого, безусловно, он очень страдал. Его яркость, типажность не позволяла занять его в каждом спектакле. Он не всеядный актер».
В последние годы Юрий Васильевич Музыченко играл в спектаклях «Театр» М. Фрейна, «Голодранцы-аристократы» Э. Скарпетты, «Дачники» А. Пешкова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Бег» М. Булгакова.
Юрий Васильевич рассказывал в одном предъюбилейном интервью: «Главное, помнить одно: зритель умен, хороший ты актер, плохой ли, у тебя есть долг перед зрителем, он главный судья, и он тебе скажет спасибо. Или не скажет…. Я очень интересную жизнь в театре прожил, и сейчас счастлив, даже когда дают, что называется, «кушать подано», это ведь мой театр, я все понимаю, возраст такой. Сейчас вот Дьяка репетирую в «Беге». Эпизодик, но для меня это очень хорошо. Я не просто участвую, я живу. Все с любовью делалось, иначе бы я не работал. А о юбилее что говорить?.. Я все сказал своей жизнью…»
3 минуты
5 декабря 2022