88 подписчиков
В коммуникативном поведении адыгов имели место языковые, тематические и контактные табу.
Контактное табу между супругами в той или иной степени соблюдалось всю жизнь, но оно было тем строже, чем моложе они были. Табу также имело социальную окраску. По свидетельству К. Сталя, видеть жену днем, входить к ней в саклю может позволить себе простолюдин, но ни-
когда князь или дворянин .
Бытует мнение, что институт избегания больше «работал» на молодую
сноху, оберегая ее от многих неприятных ситуаций. Видимо, это так, поскольку анализ языковых табу традиционного адыгского общества показывает, что ими наиболее была отягощена замужняя женщина нысэ (сноха), которая должна была:
1) строго придерживаться запрета на произнесение личных имен родственников, особенно свекра и свекрови. По обычаю избегания невестка
к свекру долгие годы не только лично не обращалась, но между ними устанавливалось контактное табу, а в разговоре с третьими лицами она на-
зывала его ласкательно-почтительными именами Дадэ — дедушка, Дипщ —
наш князь, Дотэ; для обращения к свекрови употребляла Нанэ, Ди гуащэ —
наша княгиня и др.; к старшему деверю — Дотэ, Дотэ нэху (светозарный
Дотэ), к младшим братьям мужа обращалась Си нэху — мой ясный, Дыгъэ —
солнце, Шу нэху — всадник ясный и т. д.;
2) при обращении к золовке использовать другое, добавочное имя
(цӀэ лей), ласкательное имя (гъэфӀагъыцӀэ) типа Жан, Жан цӀыкӀу (маленькая Жан) и др.;
3) скрывать не только имя мужа, но даже термин щхьэгъусэ, лӀы (муж).
Чаще всего употребляли езыр (сам), и в более узком кругу дыдейр (наш). Но
этикетом не запрещалось жене давать положительную оценку своему мужу (чаще всего к этому приему она прибегала при собственных детях для
поднятия его авторитета как отца и, как уже отмечалось, для формирования модели жизни отца у сыновей), чего ни при каких обстоятельствах не мог себе позволить муж относительно жены.
Л.Х. Урусова
Адыгский этикет:
коды гендерного поведения
1 минута
5 декабря 2022