Найти тему
43 подписчика

В апреле 1920-го сотни промысловых судов норвежцев вторглись во внутренние советские воды от Архангельска до Мурманска и начали массовый бой тюленей. Были убиты тысячи животных, включая беременных самок и новорожденных детёнышей. Северный флот, как и пограничные катера, на тот момент отсутствовали, а на ноты протеста Норвегия не реагировала. Весной 1921-го РСФСР своим распоряжением позволила конфискацию судов-нарушителей, снастей и улова с уголовным преследованием. И когда в Белом море с началом промыслового сезона снова появились кавалькады промысловых шхун, несколько из них было сразу задержаны.



В ответ норвежские дипломаты направили требование ликвидации самого понятия советских территориальных вод для северных широт, смещения российской госграницы к Баренцевому побережью и объявления Белого моря открытым. После ареста нескольких десятков зверобойных судов следующий промысловый рейд в 1923 году сопровождал броненосец «Хеймдал», открывший артиллерийский огонь по советским пограничным катерам. На заявление РСФСР о незаконном вторжении в территориальные воды военного судна без объявления войны, норвежцы ответили, что будут вести лов там, где им нужно. Первую дипломатическую попытку урегулирования конфликта предприняли в 1924 году с подписанием договора о норвежской концессии в Союзе на зверобойный промысел. РСФСР допустила в беломорские воды только 90 норвежских судов, которые осуществляли ловлю по выделенным квотам. Однако нарушения договоренностей так и продолжались...
В апреле 1920-го сотни промысловых судов норвежцев вторглись во внутренние советские воды от Архангельска до Мурманска и начали массовый бой тюленей.
1 минута