11 подписчиков
Когнитивная психология в личных финансах и инвестициях🫰(часть 1)
Многие из нас имеют дело с финансовой сферой, так как зарабатывают, тратят, откладывают или даже инвестируют в тот же фондовый рынок, собственный бизнес и т.д.
Но у каждого есть определённые искажения в мышлении, из-за чего могут приниматься неверные решения.
Поэтому сегодня мы поговорим про основные ошибки человеческого мозга, только с реальными примерами из личных финансов и инвестиций.
Ошибка выжившего 👻
Это такая ситуация, при которой люди судят о результатах только по 1 группе «лучших», а по остальным просто не хватает информации.
Например, Вася заработал 1000% чисто на росте какой-то акции или криптовалюты. Разумеется, что такое будет активно рекламироваться в СМИ и об этом узнают все.
Но если Вася получил 1000% на разнице в цене, то кто-то уже потерял, раз купил актив в разы дороже. И про этот случай, конечно, почти никто не узнает.
Получается, что теперь люди будут думать, якобы финансовые рынки - это способ легко сколотить свой капитал, так как они видели только историю успеха. Но ведь никто не знает, что другой человек уже потерял свои деньги на той же сделке!
Эффект владения 👑
Из-за него многие люди склонны переоценивать стоимость тех вещей, которые принадлежат им, и недооценивать чужие, даже если они лучше и полезнее.
Допустим, вы нашли у себя дома какой-нибудь старый телефон, который вам больше не нужен. И все хотят купить его не более, чем за 300$.
Вы же отказываетесь его продавать, считая, что нужно минимум от 500$. Но при этом, если бы вы сами хотели купить этот старый телефон, то назвали бы цену намного ниже 300$, так как он просто бесполезен для вас!
Получается, что вы оцениваете телефон дороже 500$, так как изначально им владеете, но дешевле 300$, когда у вас его нет. Хотя это полный абсурд! Не странно ли?
Транзакционная полезность 👌
Это такое когнитивное искажение, при котором кажется, что вы совершаете «выгодную сделку».
Допустим, вам нужно купить бутылку с 0,5 литра кока-колы, а на витрине их стоит 2:
1) 500 мл за 60 рублей;
2) 1 литр за 70 рублей.
Большинство людей предпочтут именно второй вариант, ведь он кажется более выгодным. Но на самом деле они переплачивают, совершая лишнюю покупку, так как изначально планировали 0,5 литра, а не 1.
Именно эту ошибку человеческого мозга часто используют маркетологи, чтобы заставить вас покупать ненужные вещи и как можно больше! Вспомните те же распродажи, чёрные пятницы и т.п.
Ставьте 👍, если хотите продолжение рубрики, и не забывайте приглашать друзей прокачивать свои знания!
2 минуты
22 ноября 2022