Найти в Дзене
102 подписчика

Один день добровольцев


Раннее утро. Многие еще спят. Московская метель бьет в лобовое стекло. Наши смартфоны пестрят сообщениями: «Да, уже выехали», «Привет, едем в тюрьму», «Ага, опять». Для непосвященных это кажется чистым сюрреализмом. Куда? В тюрьму?! Зачем? Что, уже?

Мы и вправду едем в места лишения свободы. Но свободы нас никто не лишал. Скорее, наоборот, мы везем туда немного свободы. Сотрудники системы исполнения наказаний не любят это слово – «тюрьма», предпочитают говорить нейтральное – «учреждение». А официально это называется «исправительная колония». Но, конечно, суть таких учреждений понятна всем, как и не назови.

Есть такой человек – Саша Гезалов, он известен как непоседливый общественник, который создал Наставнический центр в помощь всем бедным, сирым и обездоленным. Его знают и детдомовцы по всей стране, и многодетные семьи, и инвалиды, и старики. Но двадцать пять лет назад он решил, что помогать нужно и осужденным. Система исполнения наказаний потому так и называется, что четко делает то, что предписывает суд - исполняет наказания – то есть сажает людей за решетку в соответствии с приговором. Но человек, совершивший преступление и осужденный за это, нуждается в помощи, иначе никакого исправления не получится. Получится только молчаливое озлобление на всех и вся, на себя и на систему. Вот для того, чтобы помогать осужденным в самое, пожалуй, непростое время жизни, Саня решил создать отдельную команду. Мы и есть эта команда. Мы едем помогать людям в местах лишения свободы.

Наша цель – две женских исправительных колонии во Владимирской области. Принято считать, что самые злодейские злодеи в обществе – мужчины. Оказывается, и женщины тоже хороши. Вот такую информацию нашел в Сети: «в 2018 году в российских колониях отбывали сроки 45 тысяч женщин, это почти 10% всех осужденных». А теперь представьте – что это 45 тысяч матерей, бабушек, дочерей, прекрасных, умных, любимых и любящих. Они за решеткой. Я однажды спросил тамошнего полковника: «Сколько лет самой старшей сиделице у вас здесь?». В ответ услышал «83 года». Моему недоумению, он, улыбнувшись, ответил: «Вы же слышали анекдот про то, как бабушка дедушку укокошила? Так вот это не анекдот». Да, женщины там разные, есть и идейные «нарушительницы закона», есть отъявленные рецидивистки, а есть те, кто попал за решетку по глупости.

Статистика говорит, что основная статья «два-два-восемь» - за манипуляции с наркотиками сроки дают большие. Пока сидишь в зоне, озлобишься до крайней степени. Так вот, чтобы этого не произошло, чтобы женщины подумали о жизни, чтобы не упали духом и вправду решили исправить свой непростой путь – мы и ездим к ним.
Кажется, что в России, кроме Гезаловского центра этим не занимается никто. Ведь одно дело – привезти артиста в колонию и поставить галочку. А другое – целенаправленно, намеренно, постоянно помогать.

В нашей команде – девчонки помогающих профессий, психологи, врачи, мастер по маникюру, парикмахер, косметолог, массажист. Женщины всегда остаются женщинами, и даже в «зоне», под белым форменным платком хотят сохранить свою красоту и женственность. Правда, бывает и по-другому – многие осужденные признавались нашей Оле, что маникюр попробовали впервые в жизни, только благодаря ей, вот здесь, в тюрьме. Конечно, Оля не делает никакие найл-художества, только нейтральный лак, борьба с кутикулами-заусенцами и консультации по уходу за руками. Но женщины всегда ждут ее, как гуру красоты рук. В соседней комнате – очередь к Милене, она тоже волонтер и опытный косметолог. Для многих это тоже отдельная Вселенная.

Милена профессионально смотрит на лица – «вам нужно вот эти мышцы расслабить», «а вот здесь у вас шелушение – надо убирать», «чем пользуетесь? Скрабом? Вам он противопоказан!». К Инне тоже стоит очередь из белых платочков – брови и прически – это для девушек совсем не мелочь, даже в местах лишения свободы. Я поднимаю камеру и только в этот момент понимаю, что не только девушки, но и вполне пожилые женщины тоже хотят красоты. Самая тихая работа у Светы – она делает заморский тайский массаж.
3 минуты