Найти тему

Разухабистые серали помещиков.

Когда мы читаем о крепостном праве и о положении крестьян, общая картина встает, конечно, нерадостная. Так и видятся унылые лица вечно поротых крепостных. А уж если речь идет о гаремах, которые, если называть вещи своими именами, были чуть ли не у каждого имевшего крепостных помещика, то воображение рисует несчастных крестьянок с заплаканными лицами, которых держали чуть ли не в кандалах.
Визуальные образы такого положения дел были обильно созданы во второй половине 19 - начале 20 века русскими художниками, которые, кажется, даже родные березы рисовали так, что создается впечатление, будто деревья эти всю жизнь рыдали с утра до ночи.
Безусловно, хорошего в крестьянской жизни в те времена было мало.
Но.
Во - первых, другого и не знали.
Во - вторых, человек ко всему приспосабливается.
В - третьих, нормальный здоровый человек не может всю жизнь ходить в состоянии безысходности с постной физиономией и рыдать над своей судьбой.
И альтернатива - не обязательно в том, чтобы посадить барина на вилы.
Можно и его повеселить, и самому за его счет недурно провести время.
Люди были разные и ситуации разные.
Некоторые крепостные вертели своими хозяевами так, что не известно, кто от кого больше зависел. Один грозный Аракчеев со своей крепостной любовью чего стоит.
К даме министры на поклон в очередь выстраивались.
То есть много было разных ситуаций и от сочетания человеческих характеров тоже многое зависело.

И сегодня хочу вас познакомить с некоторыми ситуациями на разные щекотливые темы, которые имели место быть в те времена, но которые не принято было, скажем так, называть вслух.
А автору рисунков это и не нужно было - он от рождения был глухонемой, и полагался на то, что видел)
Звали его Карл Карлович Гампельн (1794-1880-е гг.).
В пушкинскую эпоху он был весьма востребованным портретистом, но, заодно, рисовал и, так сказать, иллюстрации к сплетням)
Такие картинки с пикантными ситуациями, взятыми из жизни.

И вот целая серия у него была посвящена личным отношениям крепостников и крепостных.
И просто другой мир перед нами открывается.
Бойкие девки, которые из своего барина веревки вьют, любовь барыни и крепостного мужика, разухабистые дворовые дамы, которым ничего не стоит влюбить в себя изнеженного маменькиного барчука, крестьянские парни, которые гонятся за похитившим сельскую красотку бравым офицером, при том, что сама красотка явно не против такого приключения.
В общем это тоже было. Люди с людьми вступали в разнообразные отношения, а в эпоху художника это еще воспринималось как особенности быта, а не как национальная трагедия, над которой уместно только рыдать.
2 минуты
3366 читали