Найти в Дзене

Знаете, какое самое сложное слово для сотрудника благотворительной организации? Это «нет». За этим «нет» может стоять многое: «нет» = вы не целевая аудитория фонда (мы работаем только с семьями с детьми, которые находятся в Санкт-Петербурге), «нет» = мы не предоставляем такую помощь (например, у «Тёплого Дома» нет кризисного жилья), «нет» = вы можете справиться без нашей помощи.


Пожалуй, самый сложный отказ: или мы давно работаем с семьей и понимаем, что действуем уже не во благо, а во вред - «вместо удочки даем сразу рыбу», т.е. способствуем формированию выученной беспомощности, или понимаем, что семья уже в состоянии самостоятельно справляться с текущими проблемами - она понимает дальнейший план действий, вышла из состояния шока, закрыла первичные потребности в еде и крыше над головой, а детям дома безопасно. Этими принципами мы руководствовались и до 24 февраля, и сегодня.

С одной стороны, с семьями беженцев говорить это «нет» стало проще: перед нами ресурсные семьи, умеющие работать, построившие здоровые детско-родительские отношения, а, значит, нам нужно лишь оказать «первую помощь» (продуктовую, вещевую) и помочь адаптироваться семье на новом месте, дать почувствовать, что люди здесь не одни, помочь семье заново выстроить здесь жизнь и отношения с людьми (занятия, группы поддержки, психологическая помощь).

С другой стороны, часто слушать без слез рассказы семей сейчас невозможно: разрушенные дома, погибшие родственники, невозможность месяцами увидеть близких, сгоревшие документы и вещи и полное непонимание, что их ждет дальше. И даже когда человек встал на ноги, то нам, знающим его историю, сложно с ним попрощаться. Но так будет правильнее и для семьи, и для фонда. Так мы сможем помочь новым семьям, которые находятся сейчас в более уязвимом положении.

А ещё не будем скрывать: часто социальные работники заболевают спасательством - когда нуждающийся в помощи человек активно страдает, не уверен в себе, думает, что у него ничего не получится, и хочется его спасти, ведь «у него всё будет хорошо только благодаря мне». Вот почему люди помогающих профессий регулярно участвуют в супервизиях, ибо важно отследить в себе искреннее желание изменить жизнь общества к лучшему или поймать себя на желании просто побыть «хорошим человеком» [1].

Хотели бы закончить на радостной ноте: многие семьи беженцев уже справляются самостоятельно. Например, наша подопечная Юлия из Донецкой области, обратившаяся в фонд в мае, в ноябре уже готова помогать сама и предложила тёплое одеяло для семьи, которой было не на чем спать. Семья Натальи, переехавшая с детьми и пожилым человеком с онкологией, обратилась к нам в апреле, а сейчас поддерживает наши новые семьи в чате фонда: «Я добилась выплат, оформления документов, зачисления ребенка в садик и оказания медицинской помощи маме. Никогда не отчаивайтесь, руки опускать нельзя!». Дарья из Дружковки (Краматорский район) попросила помощи у фонда в конце июля, а в октябре уже не угощалась, а угощала апельсиновыми кексами другие семьи на чаепитии после занятия «Место сказке». И таких историй много, а значит, «Тёплый Дом» всё делает правильно. Даже говоря иногда «нет».

Поддержать подопечных вы можете, оформив разовое или регулярное пожертвование на сайте: www.domgdeteplo.ru/...ate

Обнимаем вас!


__________________________________________________________
1. Треугольник Карпмана — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе, впервые описанная Стивеном Карпманом в 1968 году в его статье Fairy Tales and Script Drama Analysis. Модель описывает 3 привычные социальные роли, которые люди часто занимают в ситуациях: жертва, преследователь, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву, и спасатель, который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому

Знаете, какое самое сложное слово для сотрудника благотворительной организации? Это «нет».
3 минуты