Найти тему

Есть темы, которые очень сложно объяснить детям. Например это тема утраты. Когда человек сталкивается с утратой, ее проживание может быть невыносимым. Когда с горем сталкивается ребенок, он проживает его не так, как взрослый. Но это не значит, что он НЕ ПОНИМАЕТ.


Двухлетний малыш конечно не может понять смерть, но он замечает отсутствие умершего и тонко считывает эмоции окружающих – горюющих. Малыш становится раздражительным, крикливым, у него начинает болеть животик или нарушается режим питания.

Трехлетка может начать искать умершего, не понимая, куда он ушел.
С 3 до 5 лет малыш уже может задавать вопросы по поводу того, где же находится умерший. Часто родные говорят что-то вроде «дедушка уснул и не проснулся». Это может сформировать у малыша фобию: « А вдруг я тоже пне проснусь, если усну?». В этом возрасте важно формировать воспоминания об умершем и рассказывать ребёнку о нём. Может быть, вместе смотреть фотоальбомы, вспоминать какие-то добрые, хорошие случаи.

В 6-7 лет ребенок еще может не до конца понимать утрату и это нормально. Важно чтобы у ребенка не формировалось чувство ненадежности, неопределенности. Нужно чаще с ним разговаривать, поддерживать.

В 8-12 лет могут переживать почти «взрослые» эмоции по поводу утраты, но при этом могут открыться не всем.
Важно поговорить с ребенком, объяснить ему по возможности спокойно, что произошло и не запрещать выражать любопытство, даже если вопросы малыша кажутся нелепыми. Объяснить, что чувствовать негативные эмоции в ситуации утраты нормально и не нужно их стесняться. Подсказать, как можно переживать утрату.

Очень часто хорошей опорой могут стать книги. Хочу порекомендовать книгу итальянского автора Анджелы Нанетти "МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ ВИШНЕЙ" для чтения с ребенком.
Книга  рассказывает о мальчике Тонино, которому на долю выпало потерять двух любимых и важных людей: сначала бабушку, а потом горюющего дедушку.
 "Я заметил, что, говоря о мертвых, все делают серьезные лица и вздыхают, даже если едва их знали. А дедушка, наоборот, никогда не грустил, когда мы говорили о бабушке.
— Для меня она не умерла, Тонино. Запомни: ты не умираешь, пока тебя кто-то любит"

Это наивное детство, эта драматическая неспособность ребенка понять, что такое смерть - из всех вещей, что могут быть сразу и светлыми, и грустными. Самая неизбежная, пронзительная, жизненная.

"Если человека, который умер, не видно, значит, он в кого-то превращается. А если он в кого-то превращается, то, конечно, выбирает кого-то, кто ему раньше очень нравился".

В книге есть место и счастливым детским воспоминаниям: веселому маскараду, сладости весеннего воздуха, аромату цветущей вишни, сладкому гоголю-моголю с капелькой вина (так по итальянски!).

Есть забавные персонажи, например гусыня Альфонсита, преданная и умная, как собака. Эту книжку рекомендую и взрослым. Потому что она может быть терапевтична.
 А вы читали? Берете в свой read-list?
Есть темы, которые очень сложно объяснить детям. Например это тема утраты. Когда человек сталкивается с утратой, ее проживание может быть невыносимым.
2 минуты