Найти тему
12,9 тыс подписчиков

Сегодня — что символично, в день рождения Бориса Шумяцкого! — открывается II Международный фестиваль архивных фильмов. Как я уже писала ранее, в Госфильмофонде сейчас — масштабные перемены, поэтому и фестиваль, который много лет назывался и был известен как «Белые столбы», сменил название. Самая главная программа — «Реставрации и находки» — представляет раннее кино вроде фильмов Петра Чардынина и прочего очаровательного старья — период, когда кинематография только зарождалась и мало чего умела. На закрытии покажут «Начало» Панфилова — видимо, его наконец-то только сейчас оцифровали.


Любопытную программу собрал Наум Клейман: вместе с Е. Марголитом он как-никак — тяжелая артиллерия архивного киноведения. «Проблемные фильмы проблемной эпохи» — угадайте о какой эпохе речь? Вот, собственно, типичная цитата из типичного архивного киноведения: «Сталин, обретая абсолютную власть, свернул НЭП, провозгласил первый пятилетний план с установкой на государственную централизацию управления и на массовую коллективизацию сельского хозяйства»… и т. д. Идея в том, что целый ряд хороших, новаторских даже фильмов в сталинское время были разгромлены ангажированной критикой, а третье пятилетие [советского кинопроизводства — отсчитывается с 1919] даже назвали «сумерками богов». Боги, впрочем, критику эту приняли, успешно ее пережили и остались в веках, как и их фильмы.

Отдельная программа посвящена Ленинградской студии документальных фильмов. Несмотря на то, что документальное кино самодостаточно и способно говорить само за себя, кураторский текст все-таки направляет зрителя в нужное русло пассажами вроде «Ахматова по-прежнему «неразрешенный» поэт» или «размышляя о личном времени, которым советский человек не привык распоряжаться».

Еще есть программа с фееричным названием «Социализм в животном мире», где покажут, например, «Механику головного мозга» Пудовкина. В общем, добрая часть и нынешних, и бывших «Белых столбов» могла бы смело называться «Белогвардейщина головного мозга» — и это при том, что без эксплуатации советского наследия сам по себе Госфильмофонд уже давно бы закрылся.

При этом на фестивале архивного кино есть действительно интересные программы. Это, например, составленная Евгением Марголитом подборка старых фильмов о Ереване — городе, который многие наши соотечественники теперь обживают заново. Это кино Средней Азии и Казахстана, совершенно неизвестное широкой публике: в эту программу, кстати, вошел боевик «Встреча у старой мечети» (1969), предвосхитивший, как считается, «Белое солнце пустыни» (1970), хотя оба фильма вышли примерно в одно время. Много этнографического кино, фильмов о пионерских экспедициях и путешествиях, много классики, в том числе с современным музыкальным сопровождением: так, немые фильмы «Потомок Чингисхана» Пудовкина и «Белый ад Пиц-Палю» Фанка и Пабста будет сопровождать саксофон Сергея Летова и его коллег. Кроме того, показы проходят с пленки 35мм, поэтому для тех, кто в Москве, фестиваль просто обязателен к просмотру.

Кинотеатр «Иллюзион», Третьяковская галерея, Музей кино, Кинотеатр «Пионер»
16 — 30 ноября 2022
Сегодня — что символично, в день рождения Бориса Шумяцкого! — открывается II Международный фестиваль архивных фильмов.
2 минуты
292 читали